Удастся ли России закрепиться в ЮАР?

Удастся ли России закрепиться в ЮАР? Фото © «Гражданские силы.ру»

31 января 2024 13:47:00

1138

В каком секторе южноафриканской экономики Россия наиболее конкурентоспособна?

Южная Африка — самая развитая страна континента, и ее экономический потенциал еще далеко не исчерпан. Сегодня за экономическое и политическое доминирование в регионе ведется борьба между ведущими мировыми державами. Государствам Африки есть из кого и из чего выбирать, что делает рынок континента крайне конкурентным. Получится ли у российского бизнеса закрепиться в ЮАР?

Между какими странами сегодня ведется борьба за установление контроля или расширения влияния в ЮАР?

По мнению старшего научного сотрудника центра научных исследований Юга Африки института Африки РАН, кандидата политических наук Василия Сидорова, «сегодня все крупные страны задействованы в этой борьбе и пытаются расширить связи с ЮАР, но говорить об установления контроля над ней было бы некорректно».

«Но мы видим, что различные страны и силы проявляют интерес к ЮАР: США, Франция, Великобритания, Германия, Китай, Россия, Индия, Бразилия и Япония», — отметил Василий Сидоров.

Игроков много, но есть ли страна, которая занимает ключевое положение на рынке ЮАР?

По словам ученого, нельзя сказать, что в южноафриканском бизнесе компании какой-то страны занимают доминирующее положение, «хотя бизнес в значительной степени и завязан на Запад»:

«Надо понимать, что некоторое время назад наблюдался частичный переезд бизнеса из ЮАР. К примеру, есть ряд предприятий, которые переехали в Лондон или используют другие удобные юрисдикции вроде Люксембурга, они уже условно не африканские. То есть, в стране есть иностранные инвесторы, но они, по большей части, являются де-факто местными, которые просто зарегистрированы заграницей. Поэтому довольно сложно ответить на этот вопрос, так как сегодня, с одной стороны, если мы посмотрим на накопленные иностранные инвестиции в ЮАР, то мы увидим довольно большую их долю из ЕС и Великобритании, но, с другой стороны, за ними стоят бывшие южноафриканцы.

Поэтому влияние Великобритании не такое уж большое. Оно конечно сильно, но идет по линии старых культурных связей: в ЮАР находится огромная англоязычная диаспора, которая говорит почти без акцента», — пояснил политолог.

В каком секторе южноафриканской экономики Россия наиболее конкурентоспособна?

Отвечая на этот вопрос, старший научный сотрудник Института Африки РАН предложил выделить направления перспективные в будущем и те, в которых российские компании активно работают уже сегодня:

«Если мы говорим о потенциальных направлениях, где российский бизнес имеет больше всего возможностей, то, конечно же, это ядерная энергетика. Уже объявлено, что в марте или до марта должны начаться официальные поиски партнеров для строительства АЭС в ЮАР, и «Росатом» может этим заняться с учетом его потенциала».

Говоря о сегодняшнем дне, эксперт выделил дочернее предприятие компании «Ренова» Renova Manganese Investments (Pty) Ltd, которое создало совместно с южноафриканскими партнерами фирму United Manganese of Kalahari, ставшую крупной российской инвестицией в ЮАР.

«Конечно же IT отрасль довольно перспективная. Kaspersky и другие компании создают технологичные продукты в ЮАР. Там есть и менее известные компании, которые работают в этой сфере. Существуют более нишевые направления, которые вложились в южноафриканские технологии по производству стали с использованием определенного сырья, — отметил Василий Сидоров. — То есть, сказать, что есть какая-то отдельная сфера, в которой могут доминировать российские компании достаточно сложно».

Можем ли мы говорить, что в будущем у российских компаний получится закрепиться на рынке?

Старший научный сотрудник Института Африки РАН отметил, что некоторые российские компании были вынуждены уйти с южноафриканского рынка по разным причинам, но другие сумели на нем закрепиться и сегодня работают «в долгую»: «Например, «Ренова», Kaspersky, «Северсталь», «Росатом», которые уже достаточно долго присутствуют на рынке ЮАР. Есть и ряд других менее известных компаний».

У российских ядерщиков сегодня есть все шансы закрепиться на южноафриканском рынке, так как американская компания Westinghouse потеряла возможность поставлять обогащенный уран в ЮАР, и у России появляется ощутимая перспектива заполнить эту пустоту.

Александр Щелоков
Теги: Россия, ЮАР, политолог