В Госдуме заявили о намерении обсудить языковой закон Казахстана

В Госдуме заявили о намерении обсудить языковой закон Казахстана Фото © «Гражданские силы.ру»

11 декабря 2021 16:19:00

1767

Зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин анонсировал обсуждение на следующей неделе вопроса о положении русского языка в Казахстане. Такое заявление парламентарий сделал через несколько дней после того, как мажилис Казахстана принял поправки в местное языковое законодательство, отменяющие обязательное дублирование вывесок, указателей и рекламных плакатов на русском языке

Теперь обязательным осталось использование в этих случаях лишь государственного казахского языка. «Реально это решение ведет к сокращению употребления русского языка. Мы знаем, к чему это приводит, в том числе в отношениях. Наверное, мы это обсудим в нашем комитете на следующей неделе», — сказал господин Затулин.

Он пояснил, что реакция Москвы на такое решение должна последовать, однако какой именно она будет – пока неясно.

Разногласия на почве использования русского языка омрачают российско-казахские отношения на протяжении всего года. Первый раунд «защиты» русскоязычных жителей Казахстана развернулся ещё летом. Тогда к скандалу привело появление в Сети видео, на которых были запечатлены рейды т.н. «языковых патрулей». С подачи местного блогера Куата Ахметова активисты ходили по магазинам и другим общественным заведениям и следили за тем, чтобы персонал разговаривал исключительно на казахском.

Эти ролики даже в самом Казахстане не имели особой популярности, однако были растиражированы СМИ и стали причиной межгосударственной полемики.

Казахские власти, в том числе в лице замглавы администрации президента Даурена Абаева, и сами выразили решительное несогласие с такими методами языковой цензуры, назвав их пещерным национализмом.

Депутат Затулин в своём комментарии для «Новой газеты» по поводу пресловутых «языковых патрулей» сказал следующее: «В Казахстане могут позволить себе роскошь думать о том, что они самодостаточны, поскольку казахи на работу в Россию, как правило, не едут. На самом деле никто не самодостаточен ни в отношении безопасности, ни в отношении экономики. Все республики зависят от России по-прежнему очень сильно, в том числе и Казахстан, у которого самая длинная сухопутная граница в мире с РФ. Но, как мы видим, это никоим образом ничему не учит». Чему именно должна учить длинная граница с Россией, парламентарий уточнять не стал.

Слова про зависимость от России вряд ли воодушевят казахское руководство на добровольное сближение с большим северным соседом. Подобные заявления явно не похожи на разговор двух ближайших союзников. Но всё это можно было бы списать на предвыборную кампанию, которой свойственны популистские заявления для привлечения внимания избирателей. Защита русских за рубежом – чем не предвыборной обещание?

Однако новая Дума уже избрана и начала работу, политические страсти поулеглись, а претензии к Казахстану, как видно, остались. А значит корень разногласий, вероятно, кроется в каких-то других аспектах взаимоотношений.

Политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов считает, что Россия, педалируя тему с якобы ущемлением прав русскоязычной диаспорой, пытается удержать Казахстан в своей зоне влияния, поскольку среднеазиатские республики в последнее время начали проводить консультации по созданию своего интеграционного объединения, отдельного от СНГ, ЕАЭС и других структур, куда входит РФ.

«При этом страны региона говорят, что они не замыкаются и готовы сотрудничать с окружающим миром, но они пытаются вернуть себе региональную центральноазиатскую идентичность, в которой особенно нет места для больших игроков вроде Москвы, Пекина и тем более ЕС или США. Больше всего это, наверное, напрягает Москву как исторического спонсора, патрона, гегемона этого региона. Поэтому все это есть такие знаки предостережения: «Ребята, имейте в виду, у нас есть серьезный аргумент — наша русскоязычная диаспора, которая не даст вам замкнуться в своем обособлении», — объясняет Дубнов.

Но Россию может беспокоить не только стремление этих республик к внутрирегиональной интеграции. Есть ещё одна «третья сила», которая приобретает всё большее влияние в Средней Азии. Это Турция, которая в последнее время резко активизировала свою политику в азиатских республиках бывшего СССР. Эрдоган стремится создать «Союз тюркских государств», где Казахстан будет играть одну из ведущих ролей. В том же Узбекистане или Таджикистане положение русского языка куда хуже – он вообще не имеет официального статуса. Однако объектом давления Москва избрала именно Казахстан, поскольку на остальные страны региона у неё есть другие рычаги влияния, например, те же трудовые мигранты. А с Казахстаном всё сложнее из-за его большей экономической самостоятельности.

В Казахстане русский язык, хотя и не имеет равного с казахским государственного статуса, является вторым официальным. На нём нередко говорят даже высшие руководители государства, и это при том, что этнических русских в республике осталось всего около 18%. До сих пор во всех государственных школах Казахстана с 1 по 11 класс русский изучается, как учебная дисциплина, а в трети школ всё обучение идёт преимущественно на русском языке. Поэтому опасения по поводу возможного запрета русского языка в этой стране в ближайшие годы не выглядят оправданными. 

Алексей Черников
Теги: Госдума, Казахстан, языковой закон