Зачем Россия и Китай предлагают смягчить санкции ООН против Северной Кореи?

Зачем Россия и Китай предлагают смягчить санкции ООН против Северной Кореи? Фото © «Гражданские силы.ру»

03 ноября 2021 19:09:00

2222

Официальный представитель российского МИД Мария Захарова сегодня на брифинге неожиданно сообщила, что ещё 29 октября Россия и Китай внесли в Cовбез ООН совместный проект резолюции, в котором предусматривается частичное снятие санкций с Северной Кореи

Эти жёсткие международные санкции против КНДР действуют уже много лет и направлены на противодействие северокорейской ядерной программе, которую страна развивает с 1990-х годов. Захарова уточнила, что, по мнению МИД России, из гуманитарных соображений с Пхеньяна следует снять ограничения в гражданских областях, не связанных с созданием ядерного оружия. По её словам, такое решение должно быть принято с учётом шагов по отказу от ядерных испытаний и запуска баллистических ракет, которые страна якобы сделала с 2018 года.

«Убеждены, что принятие резолюции поможет восстановить доверие среди вовлеченных государств, послужит стимулом для реанимации многостороннего политического диалога, который является единственным путем комплексного урегулирования проблем Корейского полуострова. Кроме того, российско-китайский документ нацелен на содействие международным усилиям по помощи КНДР в борьбе с новой коронавирусной инфекцией», — сказала Захарова.

В связи с этой инициативой возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, зачем помогать КНДР в борьбе с коронавирусом, если согласно официальной позиции северокорейских властей ковида в стране нет. Сразу после начала пандемии власти наглухо закрыли границы государства, выслали с его территории иностранцев и прекратили перемещения не только людей, но и товаров. Дело дошло даже до абсурдного запрета вылавливать морскую рыбу из-за опасений получить инфекцию вместе с ней. Из-за таких мер, правда, в КНДР начался голод, но об отсутствии COVID-19 Пхеньян уверенно рапортует до сих пор.

О реальной ситуации в КНДР за её пределами ничего неизвестно ввиду уникальной закрытости этой страны от внешнего мира. В июле северокорейцы даже отказались от переговоров с ВОЗ, предлагавшей поставить в страну вакцину AstraZeneca. Одним словом, верховный лидер Северной Кореи Ким Чен Ын, по всей видимости, всячески даёт понять, что помощь его стране в борьбе с «несуществующей» эпидемией не нужна. Но госпожа Захарова считает иначе. Впрочем, это дело вкуса. А вот по поводу шагов по денуклеаризации полуострова сомнения куда более серьёзные.

В сентябре южнокорейские и японские военные источники заявляли о нескольких пусках баллистических ракет из КНДР, что противоречит требованиям международного сообщества о прекращении военной ядерной программы Северной Кореи. Более того, ещё в начале 2020-го представитель КНДР при ООН выразил мнение, что республика не связана никакими обязательствами по денуклеаризации из-за того, что США не снимают наложенных на неё «жестоких и негуманных санкций». После этого ракетно-ядерные мероприятия продолжились с достаточно высокой интенсивностью.

И вот теперь РФ совместно с Китаем предлагает отменить часть санкций против КНДР, мотивируя своё предложение некими сдвигами по отказу КНДР от ядерной программы. Стоит отметить, что санкционный режим, действующий в отношении Северной Кореи, действительно является беспрецедентно жёстким и охватывает фактически все сферы межгосударственных взаимодействий. С 2006 года под ограничения постепенно попали как люди и организации, непосредственно связанные с ядерной программой, так и многие другие субъекты. Заморожено большинство северокорейских активов за рубежом, ограничены поставки в страну нефти и нефтепродуктов, запрещён экспорт основных ресурсов КНДР – угля, металлов и морепродуктов, резко сужена возможность для научно-технического сотрудничества с КНДР, за исключением медицинской сферы. И все эти пакеты санкций принимались Совбезом ООН единогласно, в том числе голосами России и Китая. Теперь эти две страны предлагают отменить запрет на экспорт северокорейского текстиля и морепродуктов, снять ограничения на ввоз в страну топлива и дать разрешение местным гражданам работать за рубежом.

Эти меры действительно могли бы несколько смягчить всеобъемлющий экономический кризис в республике. Но проблема в том, что валютные поступления в КНДР также возросли бы, а учитывая тоталитарный характер правящего режима можно не сомневаться, что часть этих средств была бы использована на всё те же военные разработки. Ведь цели, которых мировое сообщество пытается добиться путём санкционного давления, так до сих пор и не достигнуты.

Профессор южнокорейского университета «Кунмин» Андрей Ланьков объясняет данную российско-китайскую инициативу нежеланием Москвы и Пекина доводить ситуацию до возможного социального взрыва близ своих границ. По мнению учёного, окончательный крах экономики КНДР может спровоцировать массовые волнения и революционную ситуацию в стране с огромными запасами разнообразных вооружений. Такой кризис будет угрожать стабильности во всём регионе, и подобный сценарий не устраивает ни РФ, ни Китай.

«С точки зрения России и Китая оптимальный вариант заключается в том, чтобы, с одной стороны, держать Северную Корею под давлением, максимально затрудняя ее доступ к тем технологиям, которые могут быть использованы для развития ракетно-ядерной программы. С другой стороны, одновременно с этим есть цель не загонять Северную Корею в угол и не провоцировать там серьезный внутренний кризис», — отмечает Ланьков.

Такой аргумент выглядит весомым, хотя северокорейцам не в первый раз приходится переживать тяжелейшие кризисы вплоть до голода, и в прошлом властям вполне эффективно удавалось не допускать даже малейших проявлений массового недовольства, или остальной мир об этих проявлениях просто не узнавал. Но всё же прочность любого режима не безгранична.

Однако, вероятно, у России и Китая есть и иные причины демонстрировать сочувствие северокорейскому народу. Различные виды санкций в последние годы стали одним из основных инструментов внешней политики Запада по отношению к своим геополитическим противникам. И Москва, и Пекин с разной степенью испытывают на себе этот вид давления. Поэтому обе державы вряд ли упустят случай показать всему миру якобы неэффективность и негуманность подобной стратегии, заодно в очередной раз намекая на ошибочность всего миропорядка, поддерживаемого США и их союзниками.

В Москве уже довольно давно взяли за правило вступаться за разные диктаторские режимы по всему миру, будь то Куба, Венесуэла, Беларусь или Сирия. Бороться за интересы КНДР с её ядерными амбициями в открытую выглядит совсем неподобающим, поэтому в данном случае, похоже, решено апеллировать к гуманитарным соображениям и интересам международной безопасности.

Но эта инициатива вряд ли найдет поддержку у других постоянных членов Совбеза. В 2019 году похожую резолюцию Россия уже предлагала, и тогда западные страны отказались её обсуждать. Так, вероятно, будет и в этот раз. Но здесь может скрываться другое негативное последствие. До сих пор северокорейский вопрос оставался одним из немногих, по которому у всех крупнейших геополитических игроков мнения в целом совпадали. Если РФ и Китай будут настаивать на смягчении санкций без реальных встречных шагов со стороны Пхеньяна, этой точки соприкосновения вскоре также не останется.

Алексей Черников
Теги: Россия, Китай, ООН, Северная Корея