Запад готов не вмешиваться в казахстанский кризис ради сохранения статус-кво в Европе
08 января 2022 00:13:00
Предложение компромисса пока остаётся без ответа
В Казахстане после начала акций протеста уже пролилась кровь, счёт погибших идёт на десятки, а власти не только блокируют интернет и задерживают демонстрантов, но и открывают огонь на поражение по своим гражданам.
Казалось бы, ситуация созрела для того, чтобы США, ЕС и их союзники чётко артикулировали свою единую позицию с резким осуждением происходящего в центральноазиатской республике и, возможно, начали прорабатывать санкции против представителей действующего режима, причастного к нарушениям прав человека. По крайней мере, так выглядит стандартный алгоритм действий демократического мира в подобных ситуациях. Однако ничего подобного пока не происходит.
Со стороны России и Китая как раз всё предсказуемо. Обе эти страны выступили на стороне властей. РФ вообще направила в помощь Токаеву своих десантников для наведения порядка, а китайский лидер Си Цзиньпин отправил президенту Казахстана письмо, в котором всецело поддержал казахские власти в их решительных действиях по подавлению протестов. В послании лидера Поднебесной содержатся пассажи, достойные эфира Russia Today. Си Цзиньпин решительно осуждает внешние силы, дестабилизирующие обстановку в соседней республике, и выступает против «цветной революции», которую эти силы якобы намеревались реализовать в Казахстане. Заметим, что ни сам Токаев, ни Си Цзиньпин не назвали поимённо те «внешние силы», которые, по их мнению, разжигают протесты. Вероятно, ещё не решено, кого назначить на роль зарубежного злоумышленника.
А вот Запад демонстрирует подчёркнутую сдержанность, не солидаризируясь с протестующими, а ограничиваясь лишь дежурными формулировками с призывом отказаться от насилия и решать проблемы мирным путём. «Мы призываем всех заинтересованных лиц действовать ответственно и сдержанно и воздерживаться от действий, которые могут привести к дальнейшей эскалации насилия. Признавая право на мирные демонстрации, Европейский союз ожидает, что они будут оставаться ненасильственными. Европейский союз также призывает власти уважать фундаментальное право на мирный протест и пропорциональность применения силы при защите своих законных интересов безопасности, а также выполнять свои международные обязательства», — указано на сайте службы внешних связей ЕС.
Пресс-секретарь президента США Джен Псаки также призвала избегать насилия и быть сдержанными обе стороны конфликта. Более того, из США и от министра иностранных дел Польши, являющейся сейчас страной-председателем ОБСЕ, Збигнева Рау прозвучали предложения к казахским властям помочь в решении экономических проблем и продолжении политических реформ. Конкретных идей по помощи пока не было предложено, но сама тональность заявлений явно говорит о том, что Запад на конфронтацию с крупнейшей среднеазиатской республикой идти не намерен.
Отдельно следует упомянуть реакцию турецкого правительства, поскольку Анкара постепенно становится одним из ключевых игроков в регионе. «Мы придаем большое значение стабильности в дружественном Казахстане. Желаем мира и спокойствия братскому казахскому народу. Считаем, что казахстанские власти справятся с этим кризисом. Желаем скорейшего выздоровления пострадавшим в событиях, в том числе сотрудникам правоохранительных органов», — заявили в МИД Турецкой Республики. И вновь мы видим сочувствие ко всему Казахстану в целом и готовность содействовать властям в восстановлении стабильности.
Одна из причин такой осторожной риторики лежит на поверхности. Протестующие слишком стремительно перешли к открытому насилию, и теперь их вряд ли можно представить абсолютно безвинными жертвами режима. Конечно, власть несёт ответственность за доведение ситуации до «взрыва», но в нынешней ситуации безусловно вставать на сторону восставших не позволяют базовые принципы внешней политики демократических стран. С той же Беларусью всё было просто и однозначно – мирные митинги были жестоко разогнаны, несколько безоружных белорусов убиты, а тысячи брошены в тюрьмы. И вот результат – Лукашенко стал нерукопожатным в ряде стран. С Токаевым так вряд ли выйдет. Среди полицейских тоже есть жертвы, есть сожжённые здания и разграбленные магазины, а значит слова о бесчинствующих бандитах и террористах если и выглядят в целом чрезмерными, то, по крайне мере отчасти, согласуются с происходящим на улицах.
Но есть и другая, более фундаментальная причина, обусловленная хитросплетениями текущей международной политики. Казахстан, по представлениям Москвы, входит в зону исключительных интересов РФ, что она и показала стремительным вводом туда своих миротворцев по первой просьбе Токаева. За эту зону влияния сейчас идёт нешуточная борьба, которая была начата ещё с приходом к власти Путина, а окончательно формализована совсем недавно. 15 декабря МИД России передало в Госдепартамент США российскую версию проекта соглашения о взаимной безопасности РФ и НАТО. Среди других предложений особое внимание обращают на себя следующие пункты: США должны принять обязательства исключить дальнейшее расширение НАТО в восточном направлении, отказаться от приема в альянс государств, ранее входивших в СССР; также США не должны создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в СССР и не являющихся членами НАТО, а также использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, развивать с ними двустороннее военное сотрудничество. Отказ Запада от расширения своего влияния на постсоветское пространство является принципиальным требованием Москвы для того, чтобы РФ согласилась на взаимные гарантии безопасности и ненападения, в том числе ядерного.
Очевидно, что с Грузией или Украиной США вряд ли перестанут сотрудничать. Слишком велики были бы репутационные потери от подобных уступок. Но по поводу Средней Азии, кажется, в Брюсселе и Вашингтоне готовы к компромиссу.
Интересно, что на фоне казахстанских беспорядков и стремительного броска войск ОДКБ главы МИД стран североатлантического альянса сегодня провели внеплановую закрытую онлайн-встречу, по официальной версии как раз посвящённую обсуждению гарантий европейской безопасности. Также министры иностранных дел, по сообщению ТАСС, обсуждают концентрацию российских войск у границ Украины и пытаются выработать единую позицию блока в преддверии переговоров 12 января. На эту дату назначено заседание Совета Россия – НАТО, который ранее уже практически перестал функционировать. Обсуждение украинского вопроса в экстренном режиме, в котором проходит сегодняшняя конференция, выглядит весьма неубедительным. На этом направлении за последнее время ничего нового не произошло. А вот операция контингента ОДКБ и реакция на неё наверняка стала предметом переговоров. По крайней мере, игнорирование этой темы было бы крайне странным.
Своей сдержанной, неагрессивной реакцией на события в Казахстане Запад, возможно, стремится показать, что готов частично принять условия России и на данном этапе действительно не вмешиваться в центральноазиатские процессы. Такое обязательство было бы для США и их союзников максимально безболезненным. Их войска только-только бесславно покинули соседний Афганистан, где 20 лет пытались построить государственность по своим понятиям, однако так и не преуспели в решении этой задачи. После такого итога повторно соваться в этот регион с его особым азиатским менталитетом, к тому же расположенный в непосредственной близости от России и Китая, Вашингтон вряд ли станет и без всяких письменных договорённостей. Вопрос в другом: удовольствуется ли Москва тем, что в её орбите без всяких посягательств со стороны Запада останется центральноазиатский регион или всё же будет требовать такого же статуса для европейских республик бывшего СССР – Украины и Молдовы? Зная внешнеполитические манеры Кремля, можно почти не сомневаться, что невмешательство Европы и США в казахский кризис не будет оценено по достоинству, и Москва продолжит требовать исполнения ультиматума в полном объёме.
А ведь даже за Среднюю Азию ещё придётся побороться, только не с США, а с Китаем, который тоже имеет свои виды на этот регион. Уже не первый год Пекин активно инвестирует немалые средства в промышленность Кыргызстана, Таджикистана и того же Казахстана, в лучших своих традициях делая ставку на наращивание экономического влияния. Но в Москве по-прежнему предпочитают требовать гарантий невмешательства исключительно от Запада и видеть за протестами в Казахстане некие скрытые интересы европейских и американских партнёров-«недоброжелателей». Позиция, требующая исключительно выполнения всех российских требований, вряд ли поспособствует успеху консультаций с НАТО, как бы в Брюсселе не стремились к этому успеху.
Алексей Черников