Каталония: предчувствие гражданской войны

Фото из социальных сетей

28 октября 2017 12:26:48

2940

Вечером 27 октября премьер-министр Испании Мариано Рахой объявил, что принял решение уволить главу Женералитата Каталонии Карлеса Пучдемона и членов его правительства и распустить парламент региона, назначив на 21 декабря выборы в новый парламент Каталонии.

Таким образом, испанский сенат одобрил запрос правительства на перевод региона под прямое управление Мадрида в рамках 155-й статьи Конституции страны.

Как сообщил сайт газеты «El Pais» в субботу 28 октября, распоряжением премьера страны Мариано Рахоя управление Каталонией взяла на себя вице-премьер Сорайя Саэнс де Сантамария.

В распоряжении премьер-министра подтверждается отстранение от власти правительства автономии, большинство функций которой возьмет на себя де Сантамария.

Ранее сообщалось, что по решению центральных властей страны, глава МВД Испании Хуан Игнасио Соидо отныне руководит силами каталонской полиции.

Подобные меры власти Испании принимают в ответ на решение каталонского парламента объявить о независимости.

«Мы считаем, что нужно срочно вернуть голоса гражданам Каталонии», — цитирует Reuters  главу испанского правительства, выступившего в своей резиденции во дворце Монклоа после срочного заседания сената Испании и экстренного заседания кабинета министров, — «Поэтому я считаю, что нужно как можно скорее провести свободные, прозрачные и законные выборы».

Заявление Рахоя последовало после того, как в пятницу каталонский парламент проголосовал за независимость региона. В голосовании отказались участвовать некоторые партии, выступающие за Каталонию в составе Испании, однако это не помешало парламенту большинством голосов депутатов от националистических партий принять решение о независимости.

На улицы Барселоны и других каталонских городов вышли сотни тысяч людей, приветствовавших решение Женералитета, с общественных и административных зданий срывали испанские флаги и вешали на их место каталонские

«Мы мирные люди, мы хотим независимости!», — скандировали каталонцы.

Решение каталонского парламента вряд ли было неожиданным для Мадрида.

«Если Мадрид продолжит отказываться от диалога и оказывать давление на региональные власти, парламент Каталонии проголосует по вопросу независимости автономного сообщества от Испании», — еще в середине прошлой недели предупреждал Пучдемон в послании центральным властям страны, опубликованном практически во всех испанских СМИ. 

Сразу после принятия декларации о независимости Каталонии Рахой пообещал восстановить законность в регионе.

«Я прошу всех испанцев сохранять спокойствие», — написал он на своей странице в сети Twitter.

Противостояние между Мадридом и Барселоной обострилось после того, как 1 октября в Каталонии прошел референдум о независимости, который фактически был сорван правоохранительными органами Испании и сопровождался массовыми беспорядками, приведшими к многочисленным пострадавшим. Тем не менее, около 90 процентов участников референдума проголосовали за независимость от Испании. Конституционный суд Испании признал голосование не соответствующим Конституции.

В субботу 21 октября Совет министров Испании провел экстренное заседание, на котором решался вопрос о применении статьи Конституции, позволяющей ограничить самоуправление Каталонии.

«Мадрид продолжит процедуру, предусмотренную в 155-й статье Конституции, для восстановления законности в Каталонии», — говорится в заявлении, опубликованном в четверг на сайте правительства Испании.

Решение о переводе Каталонии под прямое управление Мадрида в соответствии со 155-й статьей было принято 27 октября, но это решение еще должно пройти процедуру одобрения в Сенате, а потом его должен утвердить король.

155-я статья Конституции, предусматривающая приостановку самоуправления автономного сообщества, ни разу не применялась за сорок лет существования Основного закона Испании. Она предполагает отзыв автономного статуса, «если автономное сообщество не выполняет обязательства, предусмотренные Конституцией или другими законами, либо его действия наносят серьезный ущерб общегосударственным интересам Испании».

Статья 155 предусматривает соответствующую процедуру ее применения: сначала правительство предупреждает председателя автономного сообщества, а если ответа нет,  правительство может, с согласия абсолютного большинства Сената, принять необходимые меры для выполнения автономным сообществом указанных обязательств в принудительном порядке, либо для защиты общегосударственных интересов. При этом правительство может давать соответствующие распоряжения любым властям автономного сообщества.

С призывом отказаться от применения 155-й статьи Конституции в отношении Барселоны выступили многие испанские партии, в том числе и оппозиционная Испанская социалистическая рабочая партия, выступающая за проведение досрочных выборов в Каталонии.

В Мадриде тоже долгое время не решались предпринять столь кардинальный, чреватый непредсказуемыми последствиями шаг, и до последнего тянули с принятием решения о применении 155-й статьи Конституции. Очевидно, что центральные власти понимали неизбежность в этом случае силового варианта решения каталонской проблемы.

«Там все может кончиться большой кровью», — предрек, комментируя каталонские события в эфире «Первого» телеканала депутат Госдумы Франц Клинцевич, — «Теперь все зависит от сдержанности Мадрида, и от способности центральных испанских властей решить проблему с помощью переговоров, а не военно-полицейской операции».

Эксперты подчеркивают, что премьер-министр Испании Мариано Рахой никогда не согласится выступать на равных в диалоге с лидером каталонских борцов за независимость. В Мадриде считают референдум в Каталонии незаконным, поскольку проведение таких референдумов не предусмотрено испанской Конституцией, предполагающей только референдумы по местным проблемам. Кроме того, правительство страны считает, что при этом были нарушены интересы всех остальных частей Испании.
Еще одним формальным обстоятельством для непризнания итогов референдума 1 октября становится то, что результаты голосования огласил не избирком, которого не было, а сам Женералитет. Наконец, провозглашать независимость должен был парламент, а не глава Каталонии. Поэтому в Мадриде не считают законным документом Декларацию о независимости, под которой поставили подписи  Пучдемон, член Женералитета Ориол Жункерас, спикер парламента Карме Форкадель, а также 71 депутат коалиций «Вместе за «да» и «Кандидатура народного единства».

Как сообщали испанские СМИ со ссылкой на источники в правительстве, еще накануне голосования в каталонском Женералитете, Мадрид был готов отказаться от применения 155-й статьи. Условием для этого в Мадриде называли роспуск Пучдемоном распустит парламент автономного сообщества и назначение новых выборов.

Однако это предложение с ходу отвергли каталонские националисты, не собирающиеся идти ни на какие компромиссы с Мадридом, что подтвердил еще 18 октября председатель Совета по внешней политике Женералитета Каталонии Рауль Ромева.

«Мадрид может расформировать правительство автономного сообщества и даже арестовать его членов, но он не остановит нашего движения к независимости», — цитирует Reuters каталонского политика, выступившего в Европарламенте с соответствующим заявлением.

Сейчас ситуация дошла до «точки кипения». После того, как каталонский парламент провозгласил независимость региона. Пучдемон со товарищи по правительству Каталонии могут оказаться за решеткой, и провести там почти тридцать лет: Генеральная прокуратура Испании уже вечером 27 октября завела уголовные дела на Пучдемона и его команду.

Ранее испанскими силовиками были задержаны лидеры каталонских националистических организаций «Omnium Cultural» и «Каталонская национальная ассамблея».

Пока международное сообщество, как минимум, сдержанно воспринимает события в Каталонии и ограничивается призывами к мирному решению проблемы. Однако в то время, как ЕС призвал Мадрид действовать не с позиций «аргумента силы», а с позиций «силы аргумента», в Вашингтоне сразу заявили, что поддержат любое решение центральных властей Испании, в том числе и решение о силовом воздействии на мятежный регион. Между тем, такое решение неизбежно приведет к вооруженным столкновениям с сепаратистами, и тогда нельзя исключать, что каталонские события пойдут по самому худшему, «донбасскому» сценарию.

Петр Сергеев
Теги: Каталония, Испания, референдум, Мариано Рахой