Парубий придумал «рычаг давления на Россию»

Фото из социальных сетей

28 октября 2017 13:08:04

2531

Спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий на встрече со специальным представителем Госдепартамента по делам Украины Куртом Волкером заявил, что «Киев хотел бы добиться введения санкций против энергетического сектора России».

«Для нас очень важна позиция по продолжению и усилению санкций против Российской Федерации», — цитирует спикера Рады телеканал NewsOne, — «Мы высоко оцениваем тот пакет санкций, который был введен в последнее время, и очень важно, чтобы он коснулся и энергетического сектора».

Чтобы Волкер прочувствовал «важность момента», Парубий, известный на Украине, как один из главных представителей «партии войны», поведал, что «Россия продолжает наращивание военного потенциала на границе с Украиной». По его предположению, в частности «идет строительство военной базы в Воронежской области в городе Богучар, и это дает основания говорить, что якобы Путин якобы продолжает агрессивную политику против Украины и не планирует менять свою позицию».

Но главным содержанием беседы украинского «ястреба» и «смотрящего по Украине» стал проект «Северный поток-2», реализация которого грозит Киеву потерей немалых денег, выплачиваемых Москвой за транзит российского газа через Украину в Европу.

«Украина солидарна со странами Центральной и Восточной Европы и выступает против строительства «Северного потока-2», — заявил Парубий в беседе с Волкером.

Проект «Северный поток-2» предполагает строительство двух ниток протяженностью 1220 километров и общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год из России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется проложить рядом с уже действующим «Северным потоком». Его строительство должно начаться в 2018 году и завершиться в конце 2019 года, когда истекает срок транзитного договора между Россией и Украиной.

Если в Киеве воспринимают все это как угрозу утраты транзитного статус Украины, а вместе с этим и огромных «транзитных» денег, то в Вашингтоне куда больше озабочены тем, что в таком случае Украина больше не сможет шантажировать и Москву, и европейские столицы тем, что в любой момент может перекрыть поставки газа в Европу. Отсутствие транзитного статуса сразу сделает Украину ненужной для Брюсселя, что, в свою очередь, ослабит влияние Вашингтона на Евросоюз, не говоря уже о том, что в случае реализации проекта «Северный поток-2» европейцы предпочтут дешевый российский газ, поступающий по «трубе», дорогому американскому сжиженному газу, который Трамп безуспешно попытался продать не только Польше и Литве, но и своим главным европейским союзникам – Германии и Франции.

Отсюда и заявления представителей американской администрации, где за «беспокойством» о будущем Украины проглядывает беспокойство, прежде всего, об экономических интересах США в Европе.

«Запуск газопровода «Северный поток - 2», по которому российский газ пойдет в Европу в обход Украины, снизит транзит через Украину и лишит ее 2,7 миллиарда долларов  в год, или 3 процентов ВВП», — цитирует УНИАН заявление посла США в Киеве Мари Йованович, сделанное на недавно прошедшей конференции «Oil and gas 2017».

После того, как в 2009 году Украина и «Газпром» договорились о транзите газа на срок до конца 2019 года, в российской компании не раз заявляли о намерении снизить с 2020 года транзит газа через территорию Украины до 15 миллиардов кубометров в год.

После государственного переворота в Киеве в 2014 году «представители «Газпрома» говорили уже и о возможности полного прекращения транзита российского газа через Украину.

Такая возможность у «Газпрома» появится после реализации проектов «Северный поток - 2» по дну Балтийского моря и «Турецкого потока», предусматривающего строительство «трубы» по дну Черного моря.

Пока Россия продолжает пользоваться Украиной, как транзитной территорией для поставок газа в Европу. На Украине даже фиксируют рекордные объемы российского газа, перекачанного в 2017 году. Так, УНИАН приводит данные «Укртрансгаза», свидетельствующие о том, что за январь-август нынешнего года транзит российского газа вырос на 23 процента, то есть, до 51,2 миллиарда кубометров.

Беспокойство Вашингтона можно понять: с появлением «Северного потока-2» Украина действительно потеряет «верные» 2 миллиарда долларов, которые Россия ежегодно платит Киеву за транзит своего газа. В этом случае компенсировать украинские потери придется американцам, как генеральным кураторам киевского режима, а в Вашингтоне явно не желают раскошеливаться на нестабильную страну, в которой к тому же идет война.

Еще более беспокоит США то, что главные страны Евросоюза, Германия и Франция, поддерживают проект. От нового газопровода выиграют и другие страны ЕС, поддержавшие «Северный поток-2»: Нидерланды, Великобритания, Австрия, Чехия, Финляндия, Швейцария, Мальта и Словакия.

На саммите Евросоюза, состоявшемся 19-20 октября в Брюсселе, европейцы опять вернулись к проблеме «Северного потока-2» Здесь случилось неожиданное – ряды противников этого проекта покинула Эстония, хотя ранее Таллинн вместе с Вильнюсом и Ригой неоднократно заявлял, что «русская труба увеличивает зависимость от России и «Газпрома». Не исключено, что теперь эстонцы, получающие от России примерно 90 процентов потребляемого природного газа, наконец, подсчитали, что российский газ по «трубе» дешевле американского сжиженного газа в танкерах.

Вообще, в Европе давно нет единого мнения по поводу «Северного потока-2», и страны ЕС уже не раз заявляли, что не собираются покрывать убытки Киева в размере как минимум в 1,5 миллиарда евро в год, в случае прекращения транзита российского газа через Украину.

Между тем, в Киеве не оставили надежду на то, что Запад все-таки заставит Москву отказаться от проекта «Северный поток-2». Как сообщает УНИАН со ссылкой на спикера Верховной Рады Андрей Парубия, Украина и Польша в конце прошлой недели направили в Брюссель совместное письмо о недопустимости строительства газопровода между Россией и Германией через Балтийское море. При этом Киев и Варшава выражают надежду на то, что их требование поддержат Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Молдавия и Грузия.

«Идея противостоять строительству «Северного потока-2» появилась во время конференции «парламентов Центрально-восточной Европы», — цитирует УНИАН Парубия, — «Лидеры Украины и Польше еще в декабре 2016 года выступили с совместным заявлением относительно опасностей, которые ожидают страны после ввода в эксплуатацию газопровода через Балтийское море. Мы надеемся, что нас поддержат все страны Балтии, Румыния, Молдавия и Грузия, потому что эти страны тоже пострадают от российского проекта».

Как именно «эти страны пострадают от российского проекта», спикер Верховной Рады уточнять не стал. По всей видимости, главная причина возни Киева вокруг проекта «Северный поток-2» — не «политика», а обыкновенный страх потерять 2 миллиарда «транзитных» долларов, или 10 процентов всех ежегодных доходов украинской казны.

Потери Украины будут еще больше, если учесть, что, отказавшись из политических соображений от покупки российского газа у Москвы, она будет покупать тот же российский газ у Германии или других стран ЕС, но этот газ будет обходиться Незалежной уже значительно дороже. 

«Учитывая необходимость выплачивать долги по кредитам МВФ, ущерб от прекращения транзита российского газа через Украину может оказаться фатальным для ее экономики», — отмечается в опубликованном на сайте Госдепартамента США аналитическом докладе.

«Северный поток-2» реально отразится только на Украине», — приводит УНИАН слова заместителя генерального директора по газовым проблемам в Фонде национальной энергетической безопасности Андрея Гривача, — «Если для Польши и Литвы выступления против «Северного потока-2» — это просто еще одна возможность продемонстрировать свою антироссийскую политику, то для Украины прекращение российского транзита будет означать катастрофу».

Очевидно, эти выводы и вызвали беспокойство Волкера, посвятившего «транзитной проблеме» большую часть встречи с Парубием.

Пока киевские власти мечутся в поисках выхода из «транзитного тупика», в который они сами себя загнали. Недавно в интернет-издании «Экономическая правда» появилось заявление вице-премьера Украины Владимира Кистиона о том, что «Киев может вернуться к закупкам газа у России, если точку учёта газа перенесут с западной на восточную границу Украины».

Позже с таким же предложением выступил и президент Украины Петр Порошенко.

«Мы должны изменить организации транзита российского газа в ЕС после завершения действующего транзитного контракта в 2019 году», — цитирует УНИАН сделанное в сентябре заявление президента Порошенко, — «Но Евросоюз должен забирать российский газ на восточной границе Украины, а не на западной».

По расчетам Петра Порошенко, «забор» газа на востоке страны заставит Москву прекратить поддержку донбасских инсургентов, и сосредоточиться на поставках топлива западным партнерам.

Но Киев не может диктовать условия ни  Москве, ни странам ЕС, получающим российский газ, поскольку через полтора-два года, с введением в строй трубопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток-2», Украина, как транзитное государство, перестанет интересовать и Россию, и Евросоюз.

«У Киева безвыходная ситуация», — сказал в интервью телеканалу RT первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских, — «Но Россия в этом вопросе вряд ли пойдёт навстречу Украине. Безусловно, нам никоим образом не выгодно переносить точку учёта с запада на восток, потому что мы опять вернёмся к несанкционированному отбору газа украинской стороной, и опять начнётся демагогия, которой так любят заниматься украинские товарищи».

Парламентарий подчеркнул, что Киев пытается облегчить условия договора с Москвой, поскольку, несмотря на громкие заявления Порошенко и компании, Украина будет вынуждена будет покупать российский газ.

«Ситуация заставляет Украину снова покупать российский газ: он кардинально дешевле, он всегда есть в наличии, а остальное мы можем воспринимать лишь как попытку улучшить контрактные условия», — заявил Игорь Ананских в эфире RT.

Официальный представитель ОАО «Газпром» Сергей Куприянов в интервью порталу iz.ru назвал формулировку украинского вице-премьера «некорректной», отметив, что «учет транзитного газа ведется и на восточной, и на западной границе Украины».

Киев прекратил закупать у Москвы газ в ноябре 2015 года, и в 2016 году впервые не использовал российский газ его при подготовке к отопительному сезону, получая «голубое топливо» по реверсу из Европы, причем это все тот же российский газ, но уже по другой, более высокой «реверсной» цене.  

В украинском руководстве не скрывают политическую подоплеку этого решения, и не раз заявляли, что стремятся «больше не зависеть от России в поставках газа». Однако с приближением 2019 года, когда закончится срок российско-украинского газового контракта, такие «смелые» разговоры неизбежно утихнут, и сделать газовый транзит рычагом давления на Москву киевским властям не удастся ни сейчас, ни в обозримом будущем.  

Игорь Петров
Теги: Украина, Россия, газ, «Северный поток-2»