Китай экономически может закрыться от внешнего мира, но есть одно «но»

28 августа 2025 09:21:00
КНР, несмотря на свой масштаб экономики, испытывает существенную уязвимость
Торговая война между Китаем и США набирает новые обороты. Пекин в ответ на тарифное давление показательно быстро и гибко переориентирует торговлю и экономические связи. И до финальной точки в торговой сделке, судя по складывающейся ситуации еще далеко.
Издание СНГ CNews сообщило, что глава Белого дома Дональд Трамп пообещал обложить Китай 200-процентными торговыми пошлинами, если тот не отменит свой запрет на экспорт целого ряда редкоземельных металлов, столь необходимых в производстве автомобильных моторов, смартфонов, процессоров, медоборудования и других товаров.
Доктор политических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Естествознания Александр Гусев скептически оценивает попытки США склонить чашу весов на свою сторону в экономическом противостоянии с Китаем.
«Если рассуждать о редкоземельных металлах, то этот рынок монополизирован Пекином, здесь Вашингтону думать о том, чтобы добиться какого-то успеха вряд ли приходится», — сказал профессор изданию «Гражданские силы.ру».
По его словам, экономика Китая демонстрирует рост и устойчивость, несмотря на попытки Трампа воздействовать на нее пошлинами. Так, во втором квартале 2025 года экономика Поднебесной выросла на 5,2 процента в годовом выражении, что превзошло прогнозы экспертов.
«У Китая колоссальные внутренние ресурсы — население в полтора миллиарда человек, из которого более миллиарда является трудоспособным, есть в избытке дешевая рабочая сила. Природные ресурсы также дешевые. Важное место занимает импорт российских энергоресурсов сравнительно по недорогой цене, поскольку мы вынуждены делать скидку, исходя из геополитической ситуации. Еще одним крупным поставщиком газа является Туркменистан. Есть и другие страны, на которые Пекин оказывает мощное влияние — в Средней Азии, Юго-Восточной Азии. Так, что энергоресурсами Китай, полагаю, хорошо обеспечен. Он занимается добычей полезных ископаемых, строит глубоководные порты. Очень быстро переориентируется в обстановке. Нет американской сои, не надо, закупим бразильскую. Пекин активизировался и на африканском континенте, скупая там природные ресурсы. США повлиять на эту экспансию не может, не видно конкретных движений в этом плане. А смотрите, как Китай заинтересован в освоении Арктики. С одной стороны, совместно с Россией он не желает допустить в этом регионе влияния США, а с другой, есть очень выгодный экономический подтекст — из Китая до Европы будет во много раз быстрее добраться через Северный Ледовитый океан, нежели через Индийский. Планы Китая не меняются, он продолжает упорно гнуть свою линию», — высказал мнение Александр Гусев.
Собеседник допускает, что на военный парад 3 сентября в Пекин приедет Дональд Трамп.
«Американский президент сильно озабочен нарастающими контактами России и Китая, что естественно. Думаю, учитывая неординарность Трампа, он может прилететь на парад. Тем самым постарается убить двух зайцев. Еще раз заявить, что он выступает за мир во всем мире и заодно на месте прощупать почву относительно противостояния в торговле, возможно, что-то предложить, как Си Цзиньпину, так и Владимиру Путину», — добавил Александр Гусев.
Политолог и общественный деятель Алексей Ярошенко в комментарии изданию отметил, что экономика Поднебесной держится на нескольких китах. Во-первых, это беспрецедентно огромный внутренний рынок, государственный контроль над ключевыми отраслями, во-вторых, стратегическое планирование, и в-третьих, советское и американское промышленное наследие. Пекин умеет работать вдолгую. Он строит инфраструктуру, инвестирует в технологии, жестко контролирует финансовые потоки. При этом все не зарегламентировано, как, например, было в СССР.
«Да, американские пошлины ударили по экспорту, но китайцы настойчиво ищут варианты диверсификации экспорта-импорта, разворачиваются в сторону Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, стимулируют внутренний спрос. Полагаю, в случае необходимости Китай вообще будет готов закрыться от внешнего мира», — сказал эксперт.
При этом, по словам Алексея Ярошенко, Пекин, несмотря на громадный масштаб экономики, испытывает существенную уязвимость.
«В Китае очень мало природных ископаемых. Например, по нефти и газу он находится в самом низу стран, располагающих этими ключевыми энергоресурсами. Да, идет активное развитие технологий, которые позволяют замещать энергоресурсы, идет поиск возобновляемых источников, но слезть с нефтяной иглы в обозримом будущем крайне проблематично. Если вдруг завтра Китай не станет получать в требуемом достатке энергоресурсы, его промышленность банально остановится», — подытожил собеседник издания.
Между тем, есть немалая вероятность того, что вопрос редкоземельных металлов, а также производства алюминия США будут решать с помощью России. Во всяком случае, президент РФ Владимир Путин сделал соответствующее предложение Вашингтону. И эта идея была положительно оценена Дональдом Трампом.
Кроме того, США будут участвовать в разработке критически важных полезных ископаемых в Казахстане. Как заявила кандидат на пост американского посла в Астане Джули Стафт, одной из своих основных задач в случае назначения на должность она считает привлечение к проекту инвесторов.
Ранее официальный представитель государственного статистического бюро КНР Фу Линхуэй отмечал, что экономические показатели за январь-февраль в Китае продемонстрировали высокую устойчивость, однако внутренний спрос остается слабым, ряд предприятий по-прежнему сталкивается с большими проблемами. По его словам, несмотря на то, что позитивные показатели достигнуты в условиях усиления внешних негативных факторов, а также на основе высокой базы прошлого года, есть настоятельная необходимость «учитывать, что внешняя среда становится все более сложной и напряженной, сохраняются многочисленные факторы нестабильности и неопределенности».
Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая считает, что в 2025 году уязвимость китайской экономики к повышению тарифов может оказаться выше, чем во время первой торговой войны Дональда Трампа с Китаем в 2018-2019 годах.
«Страна уже и так ослаблена спадом на рынке жилья, слабым потребительским спросом и накоплением госдолга в постпандемийный период для преодоления кризиса», — резюмировала экономист.
Дмитрий Тарасов