Китай и Австралия пересматривают торговые барьеры
11 марта 2024 11:25:00
Противостояние Китая с другими крупными региональными державами в Азиатско-Тихоокеанском регионе становится все более ощутимым процессом. За право стать региональным гегемоном сегодня также борются США и Австралия
Особенно острая конкуренция наблюдается в Юго-Восточной Азии, где Канберра активизировала свою внешнеполитическую деятельность, подписав ряд договоров не только в экономической, но и в оборонной сфере. Пекин, который также пытается заручиться поддержкой стран АСЕАН, выражает недовольство политикой Австралии. На протяжении многих лет между двумя странами ведется торговая война, но последние новости говорят о возможности перемирия.
Передышка
Китай пересмотрит тарифы на австралийское вино и омаров к концу марта, заявил министр торговли Австралии Дон Фаррелл.
Фаррелл выразил надежду, что КНР отменит пошлины в 218% на австралийское вино, впервые введенные в 2021 году. По его мнению, определенный прогресс также будет достигнут в отношении неофициальных ограничений на импорт лобстеров.
«Этот процесс сейчас находится в финальной стадии, и к концу марта он будет завершен. Министр торговли Китая подтвердил мне это на позапрошлой неделе», — заявил он в эфире Sky News.
Министр торговли Австралии также отметил, что его китайский коллега сообщил ему о ведущихся в настоящее время обсуждениях о пересмотре ограничений на ввоз омаров.
«Что касается лобстеров... Китайские власти дали мне понять, что они рассматривают вопрос о возобновлении их поставок в КНР, — объяснил он. — Все движется в правильном направлении».
Однако Фаррелл заявил, что Австралия без колебаний возобновит иск в Всемирной торговой организации против тарифов, если Китай не отменит их по завершении процесса пересмотра, который Пекин начал в прошлом году.
КНР постепенно снимает торговые барьеры, введенные с конца 2020 года в отношении ряда товаров, включая ячмень, вино, уголь и омаров. Ограничения стали последствием конфликта, который разгорелся, когда Австралия призвала начать расследование о происхождении вируса COVID-19.
Упомянутые выше ограничения являются одними из немногих оставшихся барьеров, которые сегодня существуют между двумя странами.
Сложные отношения
Но торговые препоны существовали между Пекином и Канберрой не всегда. Отношения между Китаем и Австралией, начиная с 1978 года, когда КНР открыла свой рынок, плодотворно развивались. Уже в 2009 году Китай стал крупнейшим торговым партнером Австралии.
Однако политические разногласия стали причиной напряженности. Австралия выразила озабоченность по поводу действий Китая в Индо-Тихоокеанском регионе, в то время как Китай был недоволен проамериканской позицией Австралии.
Отношения ухудшились в 2018 году, когда Австралия приняла закон об иностранном вмешательстве и запретила китайским компаниям ZTE и Huawei участвовать в развитии сетей 5G. В ответ на это КНР ввела ограничения на импорт австралийских товаров, таких как говядина, ячмень и вино. Китай также полностью запретил импорт угля из Австралии. Все это привело к тому, что австралийские компании вскоре нашли новых экономических партнеров и начали создавать новые цепочки поставок, переориентировавшись на другие страны Азии.
Крайне болезненно на двухсторонних отношениях отразилось подписание между Австралией, Великобританией и США оборонного пакта Aukus, целью которого является сдерживание возросшей военной мощи Китая.
Теперь Канберра становится тем центром силы, который начал объединять вокруг себя другие региональные державы с целью противостоять Пекину: недавно в министерстве обороны страны заявили о планах обновить военно-морской флот, а в Индонезии подтвердили намерение подписать оборонное соглашение, которое, как указывают эксперты, направлено против КНР.
Но зачем же тогда две страны идут на сближение? Сложный вопрос, на который нельзя дать однозначный ответ, но Китаю свойственна такая политика: например, министр иностранных дел Ван И встретился с государственным секретарем США Энтони Блинкеном и обсудил с ним перспективы двустороннего сотрудничества, несмотря на продолжающееся экономическое и политическое противостояние Вашингтона и Пекина.
Ни одна из сторон конфликта за право играть доминирующую роль в АТР не заинтересована в дестабилизации обстановки в регионе и, как видится, это создает почву для диалога. Прогресс в переговорах об отмене китайских торговых ограничений по отношению к австралийским товарам может привести к некоторой оттепели, но вряд ли станет решением конфликта. Не исключено возобновление трений между Канберрой и Пекином.