Космическая программа Ирана — предостережение для Москвы?
12 февраля 2020 14:07:52
Пока подпорки стратегического партнерства между Россией и Турцией рушатся одна за другой от Сирии до Ливии, другой наш не менее непредсказуемый союзник в ближневосточном регионе Иран упражняется в запуске ракет. Разумеется, прикрытие, как и в случае с гипотетическими ядерными приготовлениями режима аятолл, вполне мирное: запуск спутников
Напомним, когда СССР в 1957 году запустил первый в истории искусственный спутник Земли, то, в отличие от радиолюбителей, восхищенно ловивших из космоса его «бипы», стратеги Пентагона были отнюдь не в восторге. Поскольку отчетливо понимали, что пролетающая над головами американцев светящаяся точка — это сигнал о том, что коммунисты обзавелись носителями, способными доставлять ядерные боеголовки на другие континенты. В качестве носителя «Спутника-1» была использована баллистическая ракета Р-7, созданная Королевым в качестве «длинной руки» Советов, способной схватить дядю Сэма за бороду даже за тысячи километров. Так что не следует удивляться вниманию, которое сейчас Вашингтон уделяет ракетно-космической программе Ирана. Учитывая вспыльчивый характер иранских аятолл, продемонстрированный ими в ракетной атаке на американские военные базы в Ираке, Москве также не мешало бы более пристально присматриваться к ракетным приготовлениям Тегерана. Особенно учитывая, что лететь в случае чего иранским ракетам до Москвы куда ближе, чем до Вашингтона.
Госсекретарь США Майк Помпео прокомментировал неудачный запуск в воскресенье спутника в Иране. По мнению чиновника, Тегеран использует запуски как прикрытие для программы баллистических ракет.
«Технологии, используемые для выведения спутников на орбиту, почти идентичны тем, что используются в системах большей дальности, включая межконтинентальные баллистические ракеты. Каждый запуск, будь то удачный или нет, позволяет Ирану получить опыт использования таких технологий, который может пойти на пользу его ракетной программе под прикрытием мирной космической программы», — заявил Помпео.
Накануне стало известно, что запущенный Ираном спутник «Зафар», несмотря на успешный старт, не вышел на заданную орбиту. Тегеран отрицает, что его аэрокосмическая программа предназначена для разработки ракет. Если старт замышлялся как пропаганда, то результат получился провальный. Так, накануне запуска министр информации и коммуникационных технологий Ирана Джавад Азари-Джахроми сообщал, что первым изображением, которое передаст спутник «Зафар» («Победа»), будет фотография генерала Корпуса стражей исламской революции Сулеймани, погибшего в результате американской бомбардировки. Но даже это не отменяет технологических успехов Ирана.
Тегеран запустил первый спутник собственного производства еще десять лет назад. После этого на орбиту отправились еще два спутника. При этом запуски по меньшей мере двух в прошлом году оказались неудачными. Несмотря на провал последней иранской попытки, США обеспокоены тем, что баллистические технологии, используемые для выведения спутников на орбиту, также могут быть использованы для запуска ядерных боеголовок. Ранее на фоне обострения отношений с Америкой Иран заявил о намерении повысить степень обогащения урана, одновременно заявляя, что не стремится к созданию ядерного оружия.
Известно, что основной иранской ракетной мощи является баллистическая ракета «Шахаб-3», технология которой была получена от КНДР еще в начале девяностых годов, сконструированная по советским лекалам. Дальность ее полета составляет около 1500 километров. В последние годы Тегеран добился заметного успеха в развитии ракетной техники, в частности, благодаря сотрудничеству с Китаем, которому поставляет нефть даже вопреки американскому эмбарго.
В последние годы Тегеран активно продвигает свою ракетную программу, в сравнении с потенциалом которой атака на базы США в Ираке является лишь детской забавой. Согласно информации из открытых источников венцом ракетных приготовлений Ирана на данный момент является твердотопливная ракета «Саджил», способная доставить боеголовку весом в тонну на расстояние до четырех тысяч километров, то есть легко достигнуть Иерусалима, Эр-Рияда, Москвы.
«Россия рассматривает Иран как противовес американскому влиянию в регионе. Вместе с тем, шиитский режим отличается непредсказуемостью и фанатизмом. Получить на южных рубежах нашей страны государство, способное пустить в ход дальнобойные ракеты по малейшей прихоти аятолл, одержимых идеями экспорта исламской революции нам было бы весьма не сподручно. Уже пример Турции показывает, что на Востоке даже бывшие «стратегические союзники» могут легко переходить грань между миром и враждой. В случае же с Ираном, рвущимся к гегемонии в ближневосточном регионе и способным объявить священную войну любой чем-то не угодившей ему стране, все обстоит еще гораздо сложнее. В интересах Москвы поддерживать международные усилия по контролю над ракетно-ядерной программой Ирана», — рассказал «Гражданским силам.ру» востоковед Сергей Славнов.
Сергей Путилов