Литий, БРИКС и Индонезия: что их объединяет

Литий, БРИКС и Индонезия: что их объединяет freepik

11 января 2025 21:18:00

611

Индонезия, практически монополизировавшая производство никеля в мире, после вступления в БРИКС может укрепить конкурентные позиции блока в области производства аккумуляторов и электроавтомобилей

Зачем Индонезии никель

Новый президент Индонезии Прабово Субианто проводит политику по модернизации экономики страны путем создания отечественных высокотехнологичных производств, включая электромобили. Ключевым минералом для их создания является никель (он входит в состав аккумуляторов). На Джакарту приходится около половины мирового объема рафинированного никеля и две трети всего добываемого в мире никеля. В 2023 году экспорт переработанного никеля из Индонезии оценили в $22 млрд или 9% от общего мирового экспорта. Для сравнения в 2019 году страна занимала лишь 2% этого рынка.

По мере того, как влияние Индонезии росло, росли и амбиции ее лидеров. Опираясь на запасы всех необходимых ресурсов, власти в Джакарте предоставили налоговые льготы с целью создать полностью отечественный автомобиль. Пока из всех стран мира это удалось сделать только Китаю. Тем не менее, в Индонезии считают, что к 2027 году страна может войти в тройку крупнейших производителей как аккумуляторов, так и электромобилей.

Субианто надеется, что развитие этой и других отраслей позволит достигнуть ежегодного роста ВВП Индонезии на 8% (средний темп роста последние два десятилетия составлял около 5%), укрепить курс слабой национальной валюты путем увеличения экспорта и ускорить темпы индустриализации.

Впрочем, на этом пути есть много сложностей, среди которых как наличие более качественной продукции от конкурентов из США, Европы и Китая, отсутствие развитой энергетической инфраструктуры и сильных научно-исследовательских институтов. Бум прямых иностранных инвестиций в Индонезию привел к однобокому развитию высокотехнологичной отрасли. Развит перерабатывающий сектор, в то время как непосредственно производственный страдает от недофинансирования. Спрос внутри страны на электрокары также ограничен в связи с низкой покупательной способностью населения. В среднем в Индонезии бензиновый автомобиль стоит на 40% дешевле электромобиля.

Индонезия и БРИКС: возможности для сотрудничества

Придать импульс развитию индонезийской экономики может ее взаимодействие с партнерами в рамках БРИКС, к которому островное государство присоединилось в начале этого года. Прежде всего, в условиях глобального перехода на «зелёную» энергетику, производственные возможности Джакарты в области электроаккумуляторов могут привлечь внимание России, Индии, Китая и других участников объединения. Использование индонезийских ресурсов снижает зависимость БРИКС от Австралии и Канады и предоставляет странам блока конкурентное преимущество в борьбе за технологическое лидерство. Это совпадает с целями БРИКС, направленными на поддержание экономической независимости членов группы и увеличение их вклада в мировой ВВП. Индонезия с учетом ее возможностей может стать одним из важных игроков в формировании новых цепочек поставок электромобилей внутри БРИКС.

Вступление Индонезии в БРИКС также открывает новые возможности для координации глобальной геополитической стратегии блока. Контроль над значительной долей мирового рынка никеля предоставляет группе экономический рычаг в международных переговорах и потенциально позволяет её членам проводить более независимую политику в отношении экономически развитых стран, таких как США и ЕС. Однако высокая зависимость Индонезии от китайских инвестиций может привести к доминированию КНР в её промышленной политике, что создаёт вызов для интеграции Индонезии в более сбалансированную коллективную повестку БРИКС.

Александр Щелоков
Теги: БРИКС, Индонезия, никель