Охотники за раритетами решили поднять со дна «роковую» радиостанцию «Титаника»
23 января 2020 14:59:15
Незадолго до того изобретенное радио сыграло решающую роль в судьбе «Титаника» — гигантского лайнера, затонувшего в ледяной пучине Северной Атлантики в 1912 году
Одна из крупнейших в морской истории катастроф могла бы и вовсе не произойти, если бы только радисты «плавающего дворца» посмотрели радиотелеграммы от находившихся поблизости судов, предостерегавших «Титаник» о приближении айсбергов. С другой стороны, после получения гигантской пробоины, именно сигналы о помощи, отправленные по радио с «Титаника» позволили уже в течение двух часов подоспеть на помощь другим кораблям и забрать тех, кто сумел выбраться из канувшего на дно гиганта. Было спасено 700 человек, 1500 нашли свою смерть в ледяной пучине.
Компания RMS Titanic Inc. обратилась в суд США за разрешением на подъем с затонувшего в 1912 году судна «Титаник» знаменитого радиопередатчика, с которого был послан сигнал SOS после столкновения с айсбергом, сообщает Washington Post.
Беспроводной передатчик, созданный компанией Маркони, можно починить, утверждают авторы идеи. Однако для этого надо поспешить: последние глубоководные исследования показали, что рубка, в которой он находится, с каждым годом всё сильнее разрушается. Глава RMS Titanic Inc Бреттон Хунчак даже не без помпы заявил, что восстановление передатчика — историческая миссия, которая позволит лучше узнать о случившемся и «снова услышать голос «Титаника». Извлекать радиостанцию из океанских глубин намечается с помощью подводного робота.
Поскольку все радиограммы, отправленные с «Титаника» принимались и записывались другими судами, плававшими в Атлантике, мы сегодня можем судить о трагедии, развернувшейся на борту. Первое сообщение о столкновении с айсбергом было передано в эфир уже спустя несколько минут после аварии, рано утром 15 апреля 1912 года.
«Мы ударили по айсбергу. Это CQD», — отстучал на ключе Джек Филлипс, радист лайнера, в один из первых призывов о помощи через несколько минут после столкновения. Вскоре он добавил вызовы SOS, недавно принятый сигнал бедствия, который в конечном итоге придет на смену CQD. Передатчик, собранный компанией Маркони, был единственной связью «Титаника» с остальным миром. Через несколько часов, когда холодная вода затопила нижние палубы и среди пассажиров началась паника, а сумевшие вскарабкаться на скудные спасательные шлюпки счастливчики стали отчаливать от гибнущего лайнера радист Филиппс передал последнее сообщение: «Мы отправляем пассажиров на маленьких лодках. Первыми отправляем женщин и детей, но на борту паника. Поспешите. Машинное отделение почти затоплено».
Предполагается, что за час до столкновения с айсбергом Филлипс получил сообщение находившегося в том же районе парохода «Калифорния», сообщавшего о плавучих льдинах. Однако, вместо того, чтобы записать координаты айсбергов радист «Титаника» прервал прием, и продолжил передавать в эфир ворох телеграмм от путешествующих о прекрасном плавании и скором прибытии. Всего час спустя «непотопляемый» лайнер получил стометровую пробоину от айсберга.
Организаторы экспедиции на двухкилометровую глубину, где покоится «Титаник» полагают, что звукоизолированная радиорубка, могла послужить хорошей защитой для находившейся в ней аппаратуры. Теперь задача при помощи глубоководного робота с хирургической точностью изъять ее оттуда, предварительно разрезав металлические стенки. По словам представителей RMS Titanic Inc., если передатчик удастся извлечь на поверхность, то, возможно, его можно будет восстановить в рабочем состоянии, что означает: «Радио «Титаника» — голос «Титаника» — снова может быть услышано».
«Радиостанция «Титаника», как и сам корабль, были венцом технической мысли того времени. Тогда как большинство судов в начале двадцатого века могли передавать сообщения на расстояние не больше двухсот километров в дневное время, радиопередатчик «Титаника» уверенно посылал сигналы на 800 километров днем и на расстояние до трех тысяч километров ночью. В честь создателя станции помещение, в котором она находилась, было названо «рубкой Маркони». Искровая станция работала на средних волнах, на фиксированной частоте. Антенны были протянуты между металлическими мачтами выше труб, на высоте 80 метров, что обеспечивало дальний прием и передачу. Передача осуществлялась на ключе, азбукой Морзе, а прием через головные телефоны. На «Титанике» было два радиста — Филиппс, погибший в этой катастрофе, и его молодой помощник Гарольд Сидни Брайд, который был спасен и дожил до 1956 года», — прокомментировал «Гражданским силам.ру» радиолюбитель Дмитрий Губнов.
В связи «Титаником» среди моряков по сей день ходит немало мрачных легенд. Одна из них родилась в 1972 году, когда шестьдесят лет спустя после гибели лайнера радист американского линкора «Теодор Рузвельт» принял сигнал SOS. Сквозь эфирные помехи на частоте 500 килогерц в наушники прорывалась точки и тире с отчаянным призывом прийти на помощь... тонущему «Титанику». Когда связиста Ллойд Детмер, поймавшего сигнал, не удалось переубедить, что это была лишь слуховая галлюцинация, его списали на берег и отправили в психушку. Но в апреле 1996 года в канадской газете «Сан» появилась заметка об очередном сигнале «спасите наши души» с «Титаника», полученным канадским судном «Квебек». Не иначе призрак радиста Филиппса по сей день продолжает отстукивать из океанских глубин живым сигнал о помощи. Возможно подъем передатчика затонувшего судна поможет пролить свет на эту загадку.
Сергей Путилов