Премьер Греции призвал Великобританию вернуть мрамор Парфенона

Фото: wikipedia.org

27 июня 2018 20:23:07

3070

Премьер-министр Греции Алексис Ципрас призвал власти Великобритании вернуть мрамор Парфенона — скульптуры и метопы, которые были незаконно вывезены в начале XIX века.

Об этом он заявил после переговоров с британским премьером Терезой Мэй. «Мрамор относится к мировому культурному наследию, но их естественное место в Парфеноне. Их естественное место там, где они были созданы», — приводит слова Ципраса ekathimerini.com.

Шедевры древнегреческого искусства вывозились из Греции британским лордом Элгином с 1802 по 1812 год. Хотя Элгин и оправдывал позднее эту конфискацию культурными мотивами, поскольку вывоз ценностей в Англию призван был спасти наследие античности от войн и разграбления, греки всегда смотрели на это деяние, как на прямой грабеж. И десятилетиями требовали вернуть ценности на родину.

На данный момент в Британском музее в Лондоне хранятся, в частности, рельефный фриз «Панафинейская процессия», плиты фриза из храма Беcкрылой Ники в Афинах, одна из кариатид Эрехтейона и статуя Диониса.

В последнее время греки заметно активизировали усилия, и дают Лондону, что намерены поставить точку в историческом споре. В мае президент Греции Прокопис Павлопулос на торжественном ужине в честь принца Уэльского Чарльза и герцогини Корнуольской Камиллы заявил, что он надеется на возвращение на родину незаконно вывезенных скульптур Парфенона. Примечательно, что во время своего визита в Грецию принц Чарльз и герцогиня Камилла находятся не включили в программу посещения Акрополя, где расположен Парфенон. Но это не уберегло их от неудобных вопросов.

«Мы надеемся, что возвращение скульптур Парфенона в конечном итоге состоится», — цитирует слова президента Греции РИА Новости.

Президент пытался усовестить англичан, напомнив им о совместной борьбе Греции и Великобритании за свободу и демократию и подчеркнул роль лорда Байрона, созданного им течения филэллинов, а также напомнил о вкладе адмирала Кодрингтона в победу в Наваринском сражении над турецким флотом, внесшем вклад в создание нового греческого государства. Заметный вклад в обретение Грецией независимости от многовекового турецкого ига внесла и Россия. В те времена Россия и Англия выступали союзниками. Наваринское морское сражение 1827 года стало крупнейшим морским сражением между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом — с другой. Сражение стало частью Греческой национально-освободительной революции 1821—1829 годов. Разгром турецкого флота и последовавшая за этим русско-турецкая война по Андрианопольскому мирному договору закончились предоставление Греции независимости. Однако, клад Англии в это эпохальное для греков событие омрачился ращграблением англичанами Парфенона. Речь идет о так называемых «мраморах Элгина» (Elgin Marbles) — непревзойдённого собрание древнегреческого искусства, главным образом из Афинского акрополя. Лорд Элгин, в бытность свою британским послом в Константинополе во время наполеоновских войн, после долгих переговоров с турецким правительством принялся за собирание фрагментов древнегреческого искусства. Среди прочего он «положил глаз» и на барельефы афинского Парфенона. Под предлогом реставрации он добился взятками и уговорами от турецкого правительства разрешения на вывоз архитектурных шедевров в Англию. С обещанием вернуть их позднее. Британцы возвращают их до сих пор. Наиболее примечательны из собранных им произведений метопы Парфенона, внушительная часть рельефного фриза «Панафинейская процессия», опоясывавшего снаружи храм. Ценности англичанин вывозил на протяжении десяти лет — с 1802 по 1812 годы. Примечательно, что в самой Англии отговоркам Элгина, что он-де пытался лишь спасти произведения искусства от войн и грабежей поверили далеко не все. Лорд Элгин оказался мишенью выпадов в печати со стороны лорда Байрона, сражавшегося ща свободу Эллады. Поэт, прямо обвинил лорда в стяжательстве, мошенничестве и вандализме. Греки с момента обретения независимости никогда не признавали легитимным разрешение турецкого правительства на вывоз сокровищ из страны. Британские власти, купившие коллекцию Элгона за относительно символическую сумму, и разместившие ее в Британском музее традиционно отказываются вернуть перемещенные ценности, ссылаясь на то, что Элгином двигали благие побуждения. В новую фазу споры о судьбе перемещённых ценностей вступили после открытия музея Акрополя в двухтысячные годы.

«Ситуацию в возвратом англичанами украденных украшений Парфенона можно сравнить с реституцией церковных ценностей, награбленных у Русской церкви при коммунистах. Тогда многие иконы, реликвии перекочевали из храмов в светские музеи. Лишь после перестройки начался процесс возврата ценностей церкви. Говоря о Парфеноне следует подчеркнуть, что храм этот древние греки посвятили деве Афине. С утверждением христианства в римской империи  в V веке храм был переосвящен и превратился в византийскую церковь Пресвятой Девы Марии. Лишь после турецкого завоевания это святое место утратило свое значение престола Небесной Девы. Хотя и сохранило сакральный смысл - при Парфеноне была устроена мечеть. Похищенные англичанами ценности безусловно должны вернуться туда, откуда они были обманом изъяты», — сказал «Гражданским силам.ру» священник РПЦ о.Николай Мартинковский.

Сергей Путилов
Теги: Греция, Великоритания, мрамор Парферона