США берут кредиты у Китая, не попадая в зависимость

США берут кредиты у Китая, не попадая в зависимость Фото © «Гражданские силы.ру»

18 ноября 2025 20:22:00

62

Китайские финансовые учреждения предоставили США в 2000-2023 гг. кредитов на сумму более 200 млрд долларов на технологические и инфраструктурные проекты — больше, чем любой другой стране

Об этом сообщило издание The Washington Post (WP) со ссылкой на исследовательскую лабораторию AidData в университете Уильямсбурга (штат Вирджиния).

По приведенным данным, кредиторы из Поднебесной поддержали 2,5 тыс. проектов практически во всех штатах США — от газопроводов до аэропортов. Более половины кредитования —103 млрд долларов — было предоставлено за последние семь лет. 

Как отметил исполнительный директор AidData Брэдли Паркс, США «предупреждали другие страны о долговой зависимости от Китая, [но] наблюдается довольно большой объем входящего кредитования от китайских государственных кредиторов» американским заемщикам. 

Американист Арсений Канидьев в беседе с изданием «Гражданские силы.ру» обратил внимание на то, что ни госдолг США, ни внешний долг крупных технологических компаний, ни количество займов не сигнализируют о каком-либо виде системного спада экономики или страны. 

По его словам, с точки зрения макроэкономики, привлечение инвестиций и постоянная предпринимательская активность, скорее, являются индикаторами положительных процессов. 

«Так, при денежном обмене Китая и США заметно желание обеих сторон усилить финансовую взаимозависимость. Данный процесс идет вразрез с внешнеполитической стратегией как Пекина, так и Вашингтона, снижая риск крупного военного конфликта», — сказал эксперт.

Долговая зависимость США от других стран априори не может возникнуть, уверен собеседник. С 1991 года финансовая структура мира окончательно закрепила за американским бизнесом роль мультиактора с множественными функциями: регулятор, участник обмена, производитель услуг, реформатор и так далее. В этих условиях внешние акторы не могут радикально изменить баланс не в сторону США как минимум, из-за управляющих функций и технологического преимущества американской стороны.

«Проводя параллели из микроэкономики, Америка представляет классическую предпринимательскую модель – «строй бизнес на чужие деньги!», — резюмировал Арсений Канидьев. 

Профессор ИБДА РАНХиГС при президенте РФ Игорь Качалов в комментарии «Гражданским силам.ру» отметил, что Китай традиционно входит в число трех крупнейших кредиторов США. Объемы предоставляемых им заемных средств примерно одинаковы с Великобританией и равняются сумме порядка 750 млрд долларов. На первом месте Япония с объемом более триллиона долларов. 

«Но это если мы говорим об общем кредитовании. В данном случае имеет смысл говорить о кредитовании промышленных и, соответственно, коммерческих предприятий. Объем таких кредитов в США традиционно держится в районе 2,5 трлн долларов год за годом. При этом общий объем китайских кредитов за последние семь лет с 2018 года составил около 100 млрд долларов. 

Что такое 100 млрд за семь лет на фоне 2,5 трлн ежегодно? Пустяк. Фактически можно говорить, что объем китайского кредитования промышленных предприятий США составляет, грубо говоря, всего 1-2 процента, и на фоне крупнейшей экономики Китая это очень небольшая цифра», — сказал профессор. 

Политтехнолог Рамиль Харисов считает, что кредиты Китая являются для этой страны целенаправленной стратегией. Он напомнил, что более 200 млрд долларов от китайских финансовых учреждений поступили в США за 2000-2023 гг. — и две трети этой суммы поступили после 2018 года, когда Китай провозгласил «Made in China 2025». 

«Парадокс очевиден: Вашингтон два десятилетия предупреждает мир о «долговых ловушках Пекина», сам при этом став крупнейшим получателем китайского капитала. США подучают больше, чем весь Евросоюз. Это потому, что американская экономика нуждалась в спасении? Нет. Это — китайское проникновение.

Около 103 млрд долларов пошли после 2018 года, когда Пекин начал официальный план захвата технологического лидерства в критических секторах: полупроводниках, робототехнике, биотехнологиях, искусственном интеллекте. Деньги маршрутизировались через офшорные компании на Каймановых островах и в Делавэре, скрывая истинное происхождение, — рассказал политтехнолог. — Давайте посмотрим, на что пошли деньги: после 2015 года доля проектов в «чувствительных» секторах выросла с 46 процентов — до 88. Почти вся десятка Fortune 500 – Amazon, Tesla, Boeing – получала кредитные линии от китайских государственных кредиторов. Каждый заем в отдельности выглядел разумным коммерческим решением. Вместе они составили стратегическую сеть.

Можно говорить о войне за сокращение технологического отставания Китая. Американская система не была готова к такой скорости. Пока CFIUS разбирался с одной покупкой, Пекин профинансировал десять других через разные каналы. Долгая игра — но для государства, планирующего на десятилетия, она достаточно терпелива и разумна».

Дмитрий Тарасов
Теги: США, Китай, долг, зависимость