The National interest: «Отказ от Договора по открытому небу станет непоправимой ошибкой»
09 декабря 2019 15:58:30
Американское издание The National interest поместило статью, в которой критикуется намерение администрации Трампа выйти из Договора по открытому небу (ДОН), подписанному после «холодной» войны, и который давал США, России, а также десяткам других стран Европы возможность проверять военный потенциал и перегруппировку сил друг друга
«Договор является наиболее ценным в том смысле, что он обеспечивает прозрачность и способствует стабильности. Помимо своевременного предоставления союзникам оперативной информации об изменениях в инфраструктуре или развертывании, договор связывает военные силы США и России и создает возможность для диалога и укрепления доверия», — пишет в своей статье «Спасти Договор по открытому небу» Мэри Чеснат — руководитель программы в Рабочей группе по ядерной безопасности (NSWG) Университета Джорджа Вашингтона.
В ноябре 2019 года американское издание Defense News сообщило со ссылкой на высокопоставленные источники в администрации США, что уже в январе 2020 года может быть принято решение о выходе из Договора. Соединенные Штаты обвиняют Россию в том, что она нарушает Договор, запрещая полёты в 10 км от границ Абхазии и Южной Осетии, а также ограничивая полеты над Калининградской областью. Россию также обвиняют в том, что она «злоупотребляет Договором для сбора данных о критической инфраструктуре США». Именно на этих обвинениях строится законопроект о выходе из Договора, внесённый 30 октября 2019 года на рассмотрение Сената.
Подписанный в 1992 году и вступивший в силу в 2002 году договор предусматривает право пролетного полета самолетами наблюдения в короткие сроки над территорией подписавших сторон. Американцы летают над Россией на «Боингах», россияне, в свою очередь, инспектируют территорию США и Европы с помощью самолетов Ан-30Б и Ту-154М-ОН. На воздушных бортах размещена разнообразная аппаратура наблюдения: фотоаппараты, видеокамеры, радары, инфракрасные датчики. Только в 2017 году Россия выполнила 52 полета по ДОН и приняла 36 миссий других стран. В нынешнем году РФ приняла совместную миссию из Норвегии, Канады и США, а сама совершила облеты Франции и США. В общей сложности с 2002 года проведено 1500 полетов. «Эти перелеты помогают участникам ДОН определить местонахождение военной техники и инфраструктуры, обеспечивая тем самым раннее предупреждение о готовящемся нападении и прозрачность в отношении наращивания военной мощи. «Открытое небо» помогло создать архитектуру управления проблемами безопасности в период после холодной войны», — пишет Мэри Чеснат. Тем не менее, договор подвергается все большей критике в США.
Критики утверждают, что группировка спутников более высокого разрешения, которое Соединенные Штаты сейчас имеют на низкой околоземной орбите, делает Договор об открытом небе устаревшим. Автор The National interest с этим не согласна: «Более короткое время предупреждения и гибкие траектории полета при полетах в открытом небе дают преимущество по сравнению с предсказуемой орбитой спутников». Но действительно ли ДОН является настолько эффективным?
«В 2014 году, когда Россия тихо собирала силы на границе и отправляла «зеленых человечков» в Украину, США и Украина совместно провели облет региона», — сообщает американское издание.
В таком случае, правда, становится невозможно объяснить, почему для Киева блицкриг российских войск в Крым оказался полной неожиданностью? В декабре 2018 года, когда Россия захватила три военно-морских судна в Черном море, «чрезвычайный наблюдательный полет» также был проведен.
«Снимки, полученные в результате этого полета, подтверждали незаконные, неспровоцированные действия России в регионе», — пишет Мэри Чеснат. Но с другой стороны, какая польза от этих снимков, если Россия и Украина принципиально различно подходят к проблеме судоходства в Азовском море? Если Россия настаивает на досмотре проходящих через Керченский пролив судов, то Украина настаивает на полной свободе судоходства. И никакие сделанные с самолета фотоснимки не способны разрешить это противоречие. Так что миротворческий потенциал Договора по открытому небу в данном случае оказался бесполезным. Произошло ли это только в силу технического несовершенства оборудования установленного на инспекционных самолетах? Или причина кроется в другом? Могли ли США с их колоссальным разведывательным потенциалом (начиная с всевидящей спутниковой группировки), и заканчивая разведывательными полетами, агентурой прозевать присоединение Крыма к России? Едва ли. Но почему в таком случае в известность о готовящейся аннексии своевременно не был поставлен Киев? Вашингтон не хотел ссориться с Москвой или не был заинтересован, чтобы в Крыму произошел широкомасштабный российско-украинский военный конфликт, и предпочел скрыть информацию о готовящемся российском десанте? Это остается загадкой. Очевидно, что любые, даже наиболее совершенные технические средства бесполезны, если отсутствует политическая воля применить полученную информацию.
«В настоящий момент, задуманный в свое время, как неплохой инструмент разрядки военной напряженности договор сильно хромает. Американские законодатели справедливо указывают, что ДОН не может работать в полную силу, пока Россия закрывает воздушное пространство для инспекционных полетов над чрезвычайно милитаризированной Калининградской областью, а также запрещает приближаться самолетам с иностранными инспекторами ближе 10 километров к воздушным границам Абхазии и Южной Осетии. В этой связи не следует удивляться, что в Вашингтоне все больше укрепляются во мнении, что договор об открытом небе исчерпал свой потенциал. Реанимировать его еще возможно. Но для этого нужно достичь сначала большей открытости между Кремлем и Белым домом, но пока этого не прослеживается», — сказал «Гражданским силам.ру» руководитель Центра стратегических исследований «Другая Европа» Павел Левушкан.
Сергей Путилов