Тревожные огни Исламабада

Тревожные огни Исламабада ria.ru/ © AP Photo / K.M. Chaudary

12 мая 2023 21:25:00

4488

Пакистан вновь оказался в центре внимания мировых СМИ. По скупым сообщениям, прорывающимся из страны, в гражданских столкновениях уже погибли не менее восьми человек, на улицы крупнейших городов, включая столицу, вышла армия. В происходящем разбирались «Гражданские силы.ру»

Триггером, запустившим массовые беспорядки по всему Пакистану, стало жесткое задержание 9 мая бывшего главы правительства Имрана Хана по обвинению в коррупции. Эти кадры видели если не все, то многие: едва автомобиль экс-премьера въехал во двор полицейского управления, его атаковало большое количество рейнджеров антикоррупционного ведомства. Силовики оттеснили сторонников Хана, разбили стекло пассажирской дверцы и вытащили из салона не сопротивлявшегося 72-летнего политика. А в стране немедленно вспыхнул бунт.

Как отмечают эксперты, предъявление экс-премьеру обвинения в коррупции не является чем-то необычным для Пакистана. За 75 лет существования страны перед судом по этому обвинению предстали не менее семи экс-премьеров, но такой вспышки народного гнева, кажется, здесь еще не видели. Достаточно сказать, что сразу же после инцидента сторонники Имрана Хана пошли на штурм военных частей. При этом, по крайней мере, в Пешаваре, при атаке на военный склад протестующим удалось захватить немало оружия.

Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на телеканал Dawn, «по меньшей мере восемь человек были убиты, до 290 получили ранения, и более 1,9 тыс. демонстрантов были задержаны в ходе столкновений с правоохранительными органами по всей стране». Власти ответили выводом армии на улицы городов, в том числе, столицы Пакистана, Исламабада. В стране заблокирована мобильная связь, местные жители отмечают серьезные сбои в работе популярных соцсетей. При этом есть опасность, что эскалация будет только нарастать, поскольку протестующие, похоже, не намерены расходиться, а военные уже пригрозили «суровым ответом» на любые нападения.

Причину столь мощного взрыва народного гнева, видимо, следует искать в глубоком прошлом. Как известно, Пакистан был образован при разделе Британской Индии на волне послевоенного всплеска национально-освободительного движения. Основанием для отделения этой части от остальной Индии стало компактное проживание здесь большого количества мусульман. То, что и до, и во время владычества англичан здесь веками вполне мирно уживались люди различных племен и религий, было проигнорировано.

В итоге мирного разделения не получилось. Буквально с первых же дней между двумя соседними странами начались территориальные конфликты, причем обе стороны ссылались на необходимость защиты единоверцев. Однако Пакистан оказался разделен еще и внутри, в том числе и по религиозному принципу.

Например, именно пакистанская провинция Вазиристан вместе с некоторыми другими штатами на границе с Афганистаном фактически неподконтрольны правительству в Исламабаде: в них правят талибы*. Радикальным исламистам всегда была не по душе «чересчур светская» власть в стране, а после терактов в США 11 сентября 2001 г., власти Пакистана открыли против Талибана* боевые действия.

Еще один водораздел пролег между западом и востоком страны. Малонаселенный, но экономически более развитый Запад доминирует над остальной частью страны. Отсюда же происходит и большая часть элиты Пакистана, что тоже создает определенные проблемы в отношении граждан к своему государству.

Имран Хан во многом отличается от своих коллег-политиков. Выходец из семьи инженера-строителя, родившийся в Лахоре (один из крупнейших городов Пакистана на северо-востоке страны), он буквально «сделал себя сам». Еще в юности увлекся крикетом (как ни странно – один из популярнейших видов спорта в стране) и добился в нем впечатляющего успеха. Став в тридцатилетнем возрасте капитаном крикетной сборной страны, он в 1992 г. сделал ее чемпионом мира, обыграв сборные Индии и Британии.

Вместе с супругой он основал первую в Пакистане онкологическую больницу «Шаукат Ханум», где и сейчас лечат две трети онкологических больных страны. В 1996 г. Хан основал свою партию «Техрик-и-Инсаф» («Движение за справедливость»), быстро набравшую популярность. Нетрудно догадаться, что основными целями партии были провозглашены борьба с коррупцией, кумовством, инфляцией, экстремизмом и терроризмом. В стране, за 75 лет независимости насмотревшейся на все это, такие лозунги не могли не вызвать горячего отклика.

Сейчас партия Хана считается не только самой большой в стране, но и одной из крупнейших в мире. «Техрик-и-Инсаф» и ее лидер получила популярность не только среди обычных граждан, но и среди военных. В такой стране, как Пакистан, вряд ли знавшей хотя бы десяток мирных лет за всю свою историю, это очень важно. Именно армия до сих пор играет едва ли не важнейшую роль во внутриполитической жизни 230-миллионной страны.

В итоге на выборах 2018 г. «Техрик-и-Инсаф» получила чуть менее половины мест в пакистанском парламенте, и в августе того же года Имран Хан возглавил коалиционное правительство.

В своем новом статусе новый премьер-министр не подвел своих избирателей. Среди его достижений называют недопущение обрушения экономики Пакистана в период пандемии COVID-19, а военным страны понравилось жесткое поведение министра в ходе конфликта с Индией в августе 2019 г.

Однако премьер-министр предпринимал и иные шаги, вызвавшие крайнее недовольство за пределами Пакистана. Так, по мнению директора Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семёна Багдасарова, «Вашингтон пытается убрать Имрана Хана как слишком самостоятельного политика и, кроме того, чересчур дружественного Китаю. На посту премьера Хан начал сильно ориентироваться на КНР, потом приезжал к нам, в Россию».

Как напоминает эксперт, Китай заинтересован в Пакистане для обеспечения выхода к Аравийскому морю. В рамках этого проекта за время работы Имран Хана было построено Каракорумское шоссе, начинающееся в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, и глубоководный порт Гвадар, в котором швартовались, в т.ч. и военные китайские корабли.

С другой стороны, Имран Хан активно работал над проектом трубопровода из России в Индию через территорию Пакистана. Но камнем преткновения, видимо, стала его позиция в отношении российско-украинского конфликта: несмотря на настойчивые приглашения с Запада, он держал страну в состоянии нейтралитета. Зато после его отставки, судя по сообщениям СМИ, в украинской армии появились пакистанские артиллерийские снаряды.

Помимо прочего, Имран Хан выступал категорически против американских военных баз, где планировалось разместить силы для противоафганских операций. Учитывая его независимую позицию, в США начали поговаривать об «антиамериканской позиции» пакистанского премьера. В Пакистане их услышали – и, как ни странно, в среде местных военных, при чьей поддержке Хан и пришел к власти.

Перемену настроения военных легко понять, если учесть, что со времен противостояния СССР с афганскими душманами, пакистанские военные тесно связаны с США: в то время их крепко связала антисоветская идеология. Заговор против Хана возглавил главнокомандующий армией Камар Баджва. Понимая, что такого популярного политика невозможно просто так отстранить от власти, заговорщики избрали запутанный вариант политических интриг, шантажа и подкупа, в результате чего Имран Хан 10 апреля 2022 года был отстранен от власти.

Однако, лишившись кресла, политик не лишился амбиций. Партия «Техрик-и-Инсаф» сразу же начала требовать досрочных парламентских выборов. Учитывая рейтинг Хана, заметно выросший за время его премьерства, результат этого плебисцита был бы немного предсказуем. Тогда-то и появились обвинения в коррупции, и не только в коррупции: их общее число доходит до сотни. Самое тяжелое среди них – это обвинение в терроризме.

Последнее обвинение, кстати, появилось в результате оппозиционной активности экс-премьера. Имрана Хана несколько раз пытались арестовать, но до сих пор ничего из этого не поучалось. Более того, в теракте во время организованного «Техрик-и-Инсаф» «Долгого марша протеста» на Исламабад, Хан получил несколько ранений в ноги, но намерений своих не изменил.

Неуступчивость бывшего премьер-министра и привела к событиям 9 мая. На аресте Имрана Хана пакистанская власть не остановилась, и на следующий день продолжила зачистку, арестовав вице-председателя оппозиционной партии «Техрик-и-Инсаф», экс-главу МИД страны Махмуда Куреши и ряд других видных функционеров партии.

Однако, несмотря на то, что 10 мая Имран Хан был арестован на 8 дней судом Исламабада, в четверг, 11 мая Верховный суд Пакистана признал арест незаконным и постановил немедленно отпустить экс-премьера.

Неясно, насколько на это решение обусловлено вспыхнувшими после ареста Имрана Хана гражданскими беспорядками. Но еще менее ясно, остановит ли их его освобождение.

*талибы, Талибан — террористическая организация, запрещенная на территории РФ.

Илья Никонов
Теги: Пакистан, беспорядки, протесты