Станислав Бычинский о росте тарифов на ЖКХ: «чтобы изменить модель, нужно пересмотреть главный принцип её работы»
21 июня 2016 12:38:28
Тарифы на услуги ЖКХ продолжат рост, но не такими темпами, как инфляция. Об этом накануне заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак, выступая на Петербургском международном экономическом форуме.
Предстоящее очередное повышение тарифов на ЖКХ и ситуацию с управлением МКД в подмосковных Химках корреспондент сетевого издания «Гражданские силы.ру» попросил прокомментировать заместителя Председателя Комиссии по ЖКХ Общественной палаты Московской области (ОПМО) Станислава Бычинского.
— Станислав Олегович, мы беседуем с Вами накануне очередного июльского повышения тарифов на ЖКХ. Скажите, с чем вообще связана необходимость ежегодно поднимать тарифы, насколько это, на Ваш взгляд, действительно необходимо и оправданно?
— С моей точки зрения, необходимо и оправданно добиваться снижения уже существующих тарифов, поскольку они уже сегодня являются непосильным бременем для огромной части населения. А мы вынуждены говорить об очередном повышении, к сожалению.
— Но ведь каким то образом такая ситуация объясняется, существует официальная позиция Правительства по этому поводу?
— Конечно существует. Более того, на днях эта позиция была актуализирована вице-премьером Дмитрием Козаком, применительно к нынешнему июльскому повышению. Если коротко, эта позиция заключается в том, что индексация тарифов по-прежнему необходима и будет осуществляться и в этом и в последующие годы, с той лишь разницей, что теперь она должна будет укладываться в рамки инфляции. А необходима она потому, что отрасль требует огромных инвестиций в модернизацию и денег постоянно не хватает. Но по мере осуществления этой модернизации, необходимость в постоянном повышении тарифов будет снижаться и, наконец, совсем отпадёт.
— Звучит как фантастика!
— А это и есть фантастика. Объём рынка в сфере ЖКХ оценивается минимум в 2,5 трлн. рублей ежегодно. Называются и более высокие цифры 4 — 4,5 трлн рублей. Очень сомневаюсь, что цифры реальных прямых инвестиций в отрасль сопоставимы. Иначе мы бы просто не имели такой картинки по ветхому и аварийному жилью, по состоянию инфраструктуры. Да и программы капитального ремонта, финансируемого за счёт собственников не потребовалось бы.
— Почему же так происходит? С чем это связано?
— Прежде всего это связано со сложившейся системой — крайне запутанной и непрозрачной, не конкурентной, а следовательно, не эффективной, и уж точно, не направленной на защиту интересов собственника. В основе этой системы лежит простое правило, принцип — «деньги всегда можно взять у собственника». Ещё и ещё. Снова и снова. А Правительство очередной раз проштампует решение об индексации, или очередных взносах. Как можно говорить о каком либо качественном развитии в такой ситуации? Вот поэтому, мы получаем, то что получаем: неудовлетворительное состояние коммунальной инфраструктуры, низкий уровень качества коммунальных услуг, постоянно растущие тарифы.
— Но ведь рано или поздно люди окажутся просто не в состоянии оплачивать коммунальные услуги, и что тогда?
— Они [граждане – прим.ред.] уже не в состоянии, по большему счёту. Задолженность в сфере ЖКХ исчисляется миллиардами и будет расти как снежный ком, поскольку эффективных способов борьбы с ней нет и найти их крайне сложно. К чему это приводит? Вспомните прошлое лето, когда из за задолженности перед газовиками, в ряде муниципалитетов Подмосковья отключили котельные и люди остались без горячей воды, причём даже те, кто исправно платил. Тогда проблему удалось решить благодаря оперативному вмешательству губернатора и чёткой работе регионального Министерства ЖКХ. Но кто гарантирует что ситуация не повторится куда в более серьезном масштабе? Просроченная задолженность в отрасли — это «тлеющий бикфордов шнур». Это очень серьёзная проблема. Но решить её в рамках существующей модели управления ЖКХ невозможно.
— Но Вы же сами говорите, что региональное министерство продемонстрировало очень чёткую работу, в той же ситуации с остановкой котельных?
— Совершенно верно. Хромушин, на мой взгляд, очень эффективный министр. Не зря его хвалят. Но беда то в том, что проблема не сводится к эффективности отдельных чиновников или министерств. Проблема в самой системе. А система —это, прежде всего, законодательство, это работа местных администраций, это монопольное положение на рынке ресурсоснабжающих компаний. Вы же наверняка замечали, что и в периоды между плановыми индексациями тарифов, цифры в наших платежках продолжают расти. И объяснить это иногда просто невозможно, ни погодными факторами, ни какими то другими разумными аргументами.
— С чем это связано?
— С применением разного рода схем и методик, не соответствующих действующему законодательству, в том числе ресурсоснабжающими организациями. С попытками монопольного поглощения рынка. С практикой некоторых управляющих компаний раздувать сметы, подгонять цифры, выставлять счета за не оказанные услуги, за некачественно выполненные работы. Все это, безусловно, ложится дополнительным бременем на плечи собственника и помимо растущих тарифов.
— Если Вы говорите, что в рамках существующей модели эти проблемы не решить, то каким образом изменить эту модель? Что, на Ваш взгляд необходимо предпринять?
— Чтобы изменить модель, нужно пересмотреть главный принцип её работы, о котором я уже говорил — собственник за все заплатит. Не должен собственник платить за модернизацию ЖКХ. Не должны все эти вещи закладываться в тарифы. Это уж очень похоже на двойное налогообложение. Не зря, когда в Конституционном Суде РФ рассматривался иск о правомерности взносов за капремонт, суду было предложено дать правовую оценку природе этих взносов, не являются ли они скрытым налогом. Суд с такой однозначной оценкой пока не согласился, но, что называется, вопросы остались.
— Хорошо. А что ещё?
— Ещё необходимо любыми способами заставить субъекты хозяйственной деятельности в этой сфере исполнять действующее законодательство. Особенно это касается ресурсоснабжающих организаций. Мало того что по сути своей, они являются фактическими монополистами, некоторые из них, простите за такое выражение, используют разного рода «кривые» методики расчёта потреблённых ресурсов и управу на них найти невозможно.
— Но есть же надзорные органы, та же Госжилинспекция?
— Возможные действия ГЖИ строго ограничены их полномочиями, установленными рамками закона. И их не всегда хватает, в той же ситуации с ресурсниками. Поэтому, нужно думать о том, чтобы расширять полномочия законодательно. Но ресурсниками все не ограничивается. Сколько у нас разного рода мошеннических действий, незаконных поборов со стороны тех же управляющих компаний? Надзорные органы реагируют, штрафуют, добиваются возбуждения уголовных дел. А чем все заканчивается очень часто? — «Пшиком». Суд устанавливает что человек украл, скажем 30 миллионов у жителей. И он получает условный срок и штраф в миллион рублей. Разве это поможет в борьбе с криминализацией этой сферы? Очевидно, нет.
— Раз уж Вы затронули деятельность управляющих компаний, давайте поговорим о том, какая ситуация с работой этих организаций сложилась в г. Химки. Много ли обращений жителей Химок по поводу неудовлетворительной работы управляющих компаний? Что это за компании, если не секрет и о каких претензиях идёт речь?
— С моей стороны некорректно было бы комментировать обращения непосредственно в Госжилинспекцию — за этой информацией лучше обратиться к Вадиму Викторовичу Сокову [руководитель ГЖИ Московской области - прим. ред.], либо к его заместителю, курирующему эту территорию. Но я могу прокомментировать те заявления жителей Химок, которые поступали и поступают на «горячую линию» нашего Совета. Их достаточно много. В основном, они так или иначе касаются деятельности двух крупнейших компаний, работающих в городе — ДЭЗ ЖКУ и ПИК, а также ЕИРЦ. Причём, в качестве проблемы, лидирующей по количеству обращений остаётся, скажем так, некорректное формирование платежного документа. Здесь и навязывание без согласия собственников разного рода дополнительных услуг и включение их в платёжный документ, отказ учитывать показания индивидуальных приборов учёта, невозможность провести перерасчёт и многое другое. Достаточно много жалоб на аварийные, затопленные подвалы, в частности в Сходне.
— Реагируете?
— А как же! Я стараюсь лично ответить на каждое письмо. Если нужны какие то разъяснения, консультации, даём их. В любом случае, пытаемся помочь, взять ситуацию под контроль.
— Скажите, как Вы оцениваете процесс создания Советов домов и вовлечения собственников в процесс управления в Химках?
— Очевидно, что в Химках этот процесс идёт очень активно. Но я бы вообще рассматривал этот вопрос ещё шире — не только с позиции сугубо материальной заинтересованности, когда собственники добиваются лучших условий обслуживания, контролируют как тратятся их деньги и т. д., а с позиции патриотизма. Моё личное глубокое убеждение состоит в том, что патриот — это, прежде всего, неравнодушный человек— неравнодушный к тому, что происходит с его домом, двором, улицей, городом. Любовь к большой Родине, начинается с любви к Родине малой.
Беседовал Марк Белинский