«Распил» заповедников: новый законопроект позволит значительно сократить особо охраняемые территории России
16 ноября 2018 22:05:04
Проект в частности поставит под угрозу земли на побережье Байкала, которые сейчас обсуждаются в связи с будущей раздачей «дальневосточного гектара» в Бурятии.
Минэкономразвития подготовило законопроект, который пересмотрит границы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В пятницу активисты «Гринпис» рассказали, что будет, если такой закон будет принят.
Законопроект опубликовали 2 ноября — сейчас он находится на стадии общественного обсуждения. В документе активистов насторожила статья 57, по которой предлагается исключить из границ ООПТ населенные пункты, дороги, линии электропередач, «объекты недропользования» и сельскохозяйственные угодья. Авторы инициативы пишут, что эти земли не имеют природоохранного назначения, а значит их включение в ООПТ нецелесообразно.
По мнению эксперта «Гринпис» Михаила Крейндлина, статья законопроекта допускает разные трактовки, которые позволят чиновникам самим решать, какие земли можно лишить природоохранного статуса.
«Непонятно по каким критериям будут определять, какие именно объекты изымать из ООПТ. Непонятно также, какие земли сельскохозяйственного назначения исключат из границ ООПТ и по какому принципу», — отмечает эколог.
Так, эксперт объясняет, что в законодательстве нет точной формулировки понятия «объекты недропользования». Под выражением могут подразумеваться как месторождения, так и территории, где уже идет разведка или разработка полезных ископаемых, а также лицензионные участки — места с установленными границами, в которых разрешена их добыча.
По данным активистов, всего заповедные зоны России могут лишиться 1 млн гектаров земли. Под угрозой исчезновения окажутся 5 заповедников, 6 национальных парков и 6 заказников федерального уровня. Например, можно будет полностью ликвидировать природный парк «Нумто» в Ханты-Мансийском автономном округе, поскольку вся его территория находится в границах лицензионных участков.
Михаил Крейндлин подчеркивает, что добыча полезных ископаемых может навредить экологии, потому что требует строительства необходимой инфраструктуры и может сопровождаться различными нарушениями, в том числе разливами нефти, пожарами, загрязнением воды и другими проблемами.
В то же время непонятно, почему авторы инициативы считают, что перечисленные ими объекты не имеют природоохранного назначения. По словам эколога, дороги защищают заповедные земли от пожаров, а населенные пункты регулируют туризм и отвечают за сохранение историко-культурного наследия.
По законопроекту также можно будет изъять значительные территории из Центральной экологической зоны Байкала (ЦЭЗ). Какие зоны можно будет исключить из ООПТ Байкала, можно посмотреть на карте, которую прилагает «Гринпис» — они отмечены красным.
Еще до этой новости опасение о попытке сократить ЦЭЗ выразила эколог Наталья Тумуреева в связи с обсуждением того, какие земли в Бурятии отойдут по программе дальневосточного гектара. Получить бесплатный участок земли в республике можно будет благодаря недавнему переходу региона из Сибирского федерального округа в Дальневосточный (ДФО).
Действующее законодательство запрещает выделять под программу участки ООПТ, пояснили тогда в пресс-службе Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Включение региона в ДФО также потребует поправок в федеральный закон. Тем не менее, по мнению Натальи Тумуреевой, это не помешает заинтересованным лицам попытаться сократить ЦЭЗ, чтобы получить участок земли на побережье озера.
Активисты «Гринпис» призывают проголосовать против законопроекта и прилагают инструкцию к действиям на сайте.
Сарюн Эрдынеева