Израильские ученые нашли в пустыне Негев «изображение Христа»

Фото: timesofisrael.com

16 ноября 2018 22:29:33

3630

Археологи из университета Хайфы обнаружили на считавшемся хорошо изученным объекте всемирного наследия ЮНЕСКО — в византийской церкви IV века в самом сердце пустыни Негев — уникальную фреску с изображением лица Иисуса.

Об этом сообщает издание The Times of Israel.

Хотя иконописный образ Спасителя известен каждому, в действительности его истинный облик по сей день остается загадкой.

Первые изображения основателя христианства отстоят от времени его жизни на три столетия. Не является исключением и пустынная церковь. Однако обнаруженная фреска, как полагают ученые, может поставить под сомнение сложившееся представление об Иисусе как человеке с длинными волосами, бородкой, хорошо знакомом все по иконописным образам.

Вместе с тем, эксперты отмечают, что найденный лик следует рассматривать с точки зрения сложившихся в Византии художественных представлений. Разгадка внешнего облика Иисуса вероятно едва ли стала ближе. С другой стороны, графическое изображение, соответствующее древнегреческим представлениям о красоте сына смертной и Бога, может пролить свет на то, каким видели Иисуса люди той эпохи. И главное, какой смысл они вкладывали в его учение, в наши дни превратившееся в удобную мантру для тех, кто рассматривает церковное служение в качестве удобного способа повысить свое материальное благосостояние или сделать карьеру.

Как сообщает издание, ученые совершенно случайно обратили внимание на поразительный рисунок на потолке древнего христианского храма, ныне практически превращенного в руины. Датой основания византийской церкви считается 350 год нашей эры. То есть спустя всего несколько десятилетий после признания христианства официальной религией в римской империи. Искусствовед, сотрудник исследовательского проекта Эмма Мааян-Фанар обратила внимание на настенную роспись лишь сейчас. Хотя сама полуразрушенная церковь была обнаружена в пустыне Негев еще столетие назад.

Как рассказала исследователь, совершенно случайно под определенным углом, в лучах солнца она вдруг увидела глаза. Изображение, скрытое от взора пылью времен, удалось разглядеть лишь чудом. Согласно предположению археологов, на фреске запечатлена цена крещения. Удивление вызвал необычный облик Спасителя, существенно разнящийся с тем, что мы привыкли видеть на иконах. Изображение являет лик молодого человека, обрамленного густыми вьющимися волосами, безбородого, с характерным скорее для греков прямым длинным носом. Глаза необычайно широки. Хотя рисунок весьма условен, изображение Иисуса бросает вызов сложившейся иконографии. Портрет, как уверяют исследователи, является фрагментом более масштабной картины и представляет собой «первый доиконоборческий рисунок сцен крещения Христа».

izrael

Доктор Мааян-Фанар идентифицировала вторую, более крупную фигуру, как Иоанна Крестителя.

Первое, что вызывает недоумение в рисунке, так это несоответствие Иисуса классическим канонам иудаизма того времени — молодые люди обязаны были носить бороду. Таковая на изображении отсутствует. Современное представление об облике Спасителя сформировалось еще в средневековья, в частности, благодаря «чудотворной» Туринской плащанице, на которой, как считается, запечатлен облик Спасителя. Многие верят, что именно в этот кусок ткани было завернуто тело Иисуса после его смерти. Самые ранние христианские писатели хранят полное молчание по поводу внешности Иисуса Христа. Наиболее древним изображением Христа считается икона Христа Пантократора из Синайского монастыря в Египте, датирующаяся серединой VI века. Известно, что изображение было создано в Константинополе и отправлено императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю. На ней Иисус полностью соответствует устоявшимся ныне представлениям. А как же быть с безбородым Иисусом, обнаруженным на потолке византийского храма в пустыне Негев? 

«Найденное в Израиле изображение больше соответствует превосходным образцам искусства ранних веков христианства, изображающих «Пастыря доброго». В частности римским статуэткам четвертого века, где безбородый юноша в короткой тунике несет на плечах агнца. Подобные работы принадлежали мастерам, еще владевшим техникой классической античной скульптуры. Подобные изображения больше соответствовали античным представлениям о вечно молодых полубогах. В частности, мифу об Орфее, в преданиях о котором без труда можно найти характерные черты Христа, и также явившийся основателем учения, властвовавшего над умами на протяжении не одного столетия», — рассказал «Гражданским силам.ру» преподаватель Славянской и Балтийской экуменической семинарии св.Креста Николай Олизаревич

Напомним, Орфей в древнегреческой мифологии — легендарный певец и музыкант-исполнитель на лире. Также как Иисус, он был сыном бога — по наиболее распространенному варианту — сыном речного бога Эагра и музы Каллиопы. Эсхил в трагедии «Агамемнон» так описывает воздействие голоса Орфея: «Язык твой — язык Орфея наоборот: Тот водил за собой все, вызывая радость своим голосом…».

Известно, что проповеди Иисуса также влекли за собой массы людей, пленяя их видением нового, божественного мира. Известно, что как Иисус Орфей запрещал пролитие крови. Подобно Христу, спустившемуся, согласно православным представлениям, в ад, чтобы извести оттуда души праведников Орфей, после смерти жены спускался за ней в подземное царство. Очаровав своим пением и игрой на лире Аида и Персефону он добился их согласия возвратить на землю Эвридику. Но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что Орфей нарушил условие, поставленное богами, — взглянул на неё ещё до выхода из подземного царства.

Также, как основатель христианства древнегреческий герой погиб, пострадав ради праведных идеалов — по Овидию, был растерзан фракийскими менадами за то, что презрел их любовные притязания.

Как и в христианстве, мифы о гибели героя легли в основу орфических культов. Как и Иисус, вознесшийся на небо после казни, по одному из древнегреческих мифов, после смерти Орфей был помещён на небо в образе Лебедя, недалеко от созвездия Лиры. Полумифическому Орфею приписывается создание одной из наиболее значительных эзотерических школ Древней Греции — орфизма, зародившейся в 6 веке до Рождества Христова и просуществовавшая до эпохи раннего христианства.

Сергей Путилов
Теги: Израиль, Иисус, икона