«Зеленый патруль» выявил в Крыму проблемы в рамках третьей экологической экспедиции
11 декабря 2019 23:43:06
Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» продолжает экологические экспедиции в Крым
Сейчас на полуострове ведет работу третья по счету Крымская экологическая экспедиция, в состав которой вошли профильные специалисты из регионов России. По результатам проверки состояния окружающей среды будет пересмотрен экологический рейтинг Республики Крым и города федерального значения Севастополь. По данным «Зеленого патруля», с 2018 года субъекты находятся на очень низких позициях «Национального экологического рейтинга», такая ситуация может повториться и в этом году.
«Мы прекрасно понимаем, что переходной период республики Крым, накладывает свою специфику на все происходящие процессы, это нормально. К тому же регион — необычный, полуостровной. Но уже сегодня можно сказать, что количество увиденных недоработок, заставляет нас собрать общественные слушания или круглый стол и обсудить все проблемы региона, найти пути их решения. Мы пригласим все заинтересованные стороны, обозначим вопросы (их действительно хватает) и будем искать выход из сложившейся ситуации», — рассказал «Гражданским силам.ру» председатель правления «Зеленого патруля», эксперт Центра мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защите леса, член Общественного совета при Росприроднадзоре РФ Андрей Нагибин.
По словам специалиста в настоящее время в регионе работает «горячая» линия для обращений граждан.
«В нашем распоряжении имеются многочисленные жалобы о разрушении гидротехнических сооружений Нижне-Чурбашского хвостохранилища, которые состоят в числе активов ОАО «Камыш-Бурунский железорудный комбинат», или ЖРК (находится в процессе ликвидации. Инженерные сооружения находятся недалеко от городского пляжа Керчи и пос. Героевка. Наши общественные инспекторы выезжают с поверкой на территорию, составляют протокол, акты о возможных нарушениях природоохранного законодательства. После чего мы направляем жалобы в профильные контролирующие органы (прокуратуру, Росприроднадзор, Роспотребнадзор и пр.), далее отслеживаем реакцию ведомств», — пояснил Андрей Нагибин.
Яды в Черном море: о проблеме доложат в Росприроднадзор
В первые дни экспедиции эксперты обнаружили, что под Керчью около пляжа в районе Героевки в Чёрное море сливаются ядовитые шламы. По словам экологов, загрязнение водоема необходимо остановить в самое ближайшее время. Они намерены обратиться к руководителю Росприроднадзора Светлане Радионовой с просьбой лично взять ситуацию под контроль.
Песчаная полоса пляжа Керчи за несколько лет сократилась до 30 метров
Также «Зеленый патруль» выяснил, что в Нижне-Чурбашском хвостохранилище хранятся флотационные отходы обогащения железных руд, полученные еще с ЖРК. Местные жители сообщили, что в последние несколько лет из его защитных дамб активно вывозят песок. По этой причине сильно сократилась песчаная полоса между ними и Черным морем. По оценке специалистов, только в 2017 году было вывезено более 1 млн тонн песка — от защитных сооружений со стороны моря практически ничего не осталось.
«На протяжении последних лет, несмотря на многочисленные жалобы активистов и местных жителей, ситуация не только не улучшилась, но и продолжает ухудшаться. Песчаная полоса – она же городской пляж города-героя Керчь, отделяющая ядовитые отходы железорудного производства от морского побережья, сократилась до 30 метров», — отмечает Андрей Нагибин.
Специалисты уверены: масштабы экологической катастрофы в таком случае предсказать невозможно.
Экологические экспедиции в Крым в 2014 и 2018 годах
«Зеленый патруль» проводит экологические экспедиции в Крым уже около пяти лет. Первая состоялась в 2014 году, вторая — 2018 году. Информационный партнером проекта выступает сетевое издание «Гражданские силы.ру».
Первая экспедиция
Первая поездка на полуостров была скорее ознакомительной. 5 июня 2014 года «Зеленый патруль» отправился в Крым, чтобы оценить экологическую ситуацию в регионе. Маршрут экспедиции пролегал по городам Керчь, Феодосия, Судак, Симферополь, Большая Ялта и Севастополь, Бахчисарай, Евпатория, Красноперекопск, Армянск и Джанкой.
Выбросы в Армянске
Экологи отметили города, в которых ситуация обстоит хуже всего. Среди них — Балаклава. Здесь раньше была база украинского флота, — худшее состояние Черного моря, в Армянске — больше всего загрязнен атмосферный воздух из-за выбросов предприятия «Крымский титан». Особенно досталось примыкающему населенному пункту Перекопу. Эксперты составили более 50 актов о нарушениях природоохранного законодательства, и передали их властям Республики Крым и города Севастополь.
«Зеленый патруль» пришел к выводу, что к проблеме в том числе могло привести отсутствие финансирования экологических проектов: с 1977 года не менялись фильтрующие элементы на Феодосийском узле, не огораживались городские свалки, существуют проблемы с очистными сооружениями хоз-бытовых стоков».
По итогам первой экспедиции «Зеленый патруль» установил контакты с большинством заинтересованных организаций, профильными контролирующими органами госвласти и инициативными гражданами.
Вторая экспедиция
Когда экологи вернулись в Крым в рамках второй экспедиции в 2018 году, они выяснили, что экосистема Керченского залива почти разгружена: «на стадии завершения находилось строительство Крымского моста, появилось три новых водозабора для частичного наполнения Северо-Крымского канала. Вдоль автомобильных трасс стало чище, прекращена незаконная промышленная добыча ракушечника. Частично решена проблема загрязнения: закрыт Белогорский мусорный полигон; с прекращением работы мазутных котельных или переводом их на газ воздух на туристическом Южном Берегу Крыма стал чище. Также заметны изменения на конечной станции канатной дороги на горе Ай-Петри, на территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника».
Строительство в районе портов «Тамань» и «Кавказ»
Однако, по словам экологов «Зеленого патруля», остались проблемы на стройках в районе порта «Тамань», между станицей Тамань и поселком Волна. Речь идет о строительстве сухогрузного порта и непонятных промышленных площадках компании «ОТЭКО».
«Серьезную озабоченность вызывают декларации в СМИ о возобновлении строительства в разваливающемся портовом терминале ОАО «Тольяттиазот». Антропогенная нагрузка на Таманский полуостров и так достигла своего предельного уровня, и аммиачному терминалу здесь не место», — отметил А. Нагибин.
Остались вопросы у специалистов и к порту «Кавказ» и ЗАО «Таманьнефтегаз».
«Не решены проблемы с мусором в районе Багерово, с самовольными строениями в прибрежно-защитной полосе моря в Приморском и Феодосии. Больше всего нарушений зафиксировано в Белгородском районе. Выявлено хищение песка из нелегального карьера в Зуевском сельском поселении, установлен факт засыпки Малого Яйлы-Майнакского озера в Евпатории на площадке ООО «Ривьера». По всем случаям составлены акты», — заключил глава «Зеленого патруля».
Дарья Евсеева