Авторынок бьет рекорды по расходам россиян

Фото из открытых источников

09 января 2019 18:49:09

1869

Жители России в 2018 году потратили рекордные 2,38 трлн рублей на покупку новых легковых автомобилей.

Емкость российского рынка новых легковых авто достигла 2,38 триллиона рублей, превысив предыдущее пиковое значение в 2,37 триллиона, которое было отмечено в 2013 году, говорится в сообщении «Автостата».

Однако, как выяснили «Гражданские силы.ру», рост объема рынка объясняется скачком цен на автомобили в связи с девальвацией рубля, в то время, как в физическом выражении объем продаж продолжает хронически снижаться.

В 2012 году, когда в России было продано рекордное за послекризисный период количество автомобилей, ёмкость рынка составляла 2,34 триллиона рублей. В 2013-м она вышла на свой пик (2,37 триллиона рублей), а в 2014 году снова снизилась до 2,34 триллиона рублей», говорится в предварительной статистике агентства.

Среди причин роста стоимости авто эксперты называют повышение НДС до 20%, обновление модельных рядов производителей, при котором новые модификации дороже текущих, а также ускорение инфляции.

«Непонятно, о каком «восстановлении» российского рынка легковых автомобилей можно говорить в текущей ситуации. Попытки измерить происходящие там процессы в рублевом эквиваленте не представляются корректными. Адекватной оценкой может быть сравнение количества проданных новых легковых автомобилей или рублевая оценка объема продаж, скорректированная на инфляцию. В противном случае, это скорее похоже на наперсточную манипуляцию статистикой. Если исходить из рациональных критериев, то с 2013 по 2018 год количество проданных легковых и легких коммерческих автомобилей сократилось на 40%. Объем продаж за аналогичный период, учитывая рост средневзвешенной цены легкового автомобиля на 50%, сократился еще больше. Зато в абсолютных цифрах, в рублевом измерении, российских рынок новых легковых автомобилей в 2018 году вернулся к уровню 2013 года и составил 2,38 трлн рублей. Так что картина российского автомобильного рынка за последние пять лет — это резкий обвал и жизнь на дне. Если бы не кредитная накачка и отложенный потребительский спрос россиян, а также государственные льготные программы падение российского автопрома было бы еще более существенным», — сказал «Гражданским силам.ру» главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков.

«Основной причиной роста емкости рынка новых легковых автомобилей в 2018 в России стало увеличение средневзвешенной стоимости авто – с начала 2014 года цены выросли на 57%. В 2018 году стоимость нового легкового автомобиля составляла около 1,33 млн рублей, а за 10 месяцев прошлого года достигла показателя в 1,42 млн рублей. В 2019 году ожидается рост цен еще на 3+-5% по сравнению с предыдущим годом, в том числе из-за роста НДС. Нестабильная ситуация на топливном рынке, законодательные изменения, падение стоимости рубля по отношению к другим мировым валютам – в совокупности все эти факторы повлияли на то, что в 2018 году россияне потратили рекордную сумму на покупку новых автомобилей. В структуре российского автомобильного рынка лидирует сегмент кроссоверов с долей 43,2%, среди наиболее востребованных моделей авто  Hyundai Creta, KIA Sportage, Toyota RAV4. Среди легковых авто предпочтения отдают KIA Rio, Hyundai Creta, Hyundai Solaris» — сообщил «Гражданским силам.ру» генеральный директор дивизиона «Химки» ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Гопкало.

«Многие россияне рассматривают автомобиль как вложение средств, хотя очевидно, что он таковым не является — выезжая за порог автосалона, машина теряет до 20% своей стоимости. Кроме того, очень сложно начать «жить по средствам», когда несколько довольно спокойных с финансовой точки зрения лет «избаловали» и расслабили потребителя. Расплата в данном случае будет неприятной и болезненной — если машина взята в кредит, оплачивать такую «инвестицию» станет дороже», — сказала «Гражданским силам.ру» старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.

Сергей Путилов

Теги: автомобили, россияне, авторынок, спрос