Курдская рулетка «Роснефти»
20 октября 2017 19:20:48
«Роснефть» начала новый нефтяной проект совместно с Иракским Курдистаном.
Российская нефтяная корпорация и правительство Иракского Курдистана объявили о начале реализации проекта по эксплуатации нефтепровода в курдском регионе, доля российской компании может оставить 60%, сообщается на сайте компании.
Опрошенные «Гражданскими силами.ру» эксперты полагают, что затея носит скорее политический характер, с целью обозначить присутствие России в этом взрывоопасном регионе и сопряжена со значительными рисками.
Иракское правительство, с которым Москву связывают оружейные сделки на миллиарды долларов, и которое отказалось признать ранее проведенный в Иракском Курдистане референдум о независимости уже вступило против сделки. Ранее заключенное российско-иракское соглашение стоимостью в 1 млрд долларов, помимо тяжелых огнеметных систем «Солнцепек», предусматривает поставку Багдаду крупной партии артиллерийского и минометного вооружения. Из-за сомнительной нефтяной выгоды Россия рискует лишиться крупного покупателя своего оружия.
В сообщении говорится, что доля «Роснефти» в проекте может составить 60%. Другим участником проекта c долей участия 40% будет компания KAR Group – текущий оператор нефтепровода.
«Вхождение в инфраструктурный проект будет способствовать достижению стратегических целей компании и позволит повысить эффективность транспортировки нефти конечным потребителям, включая поставку нефти из Курдистана на нефтеперерабатывающие заводы Роснефти в Германии», — сказал глава «Роснефти» Игорь Сечин.
Сумма контракта оценивается в 400 млн долларов.
Для немецких заводов «Роснефть» закупает нефть на международном рынке, говорится в ее отчете. В 2015 г. было куплено 12,6 млн т (+28,8% к 2015 г.) на 248 млрд руб. Теперь значительная часть поставок, как рассчитывается, будет идти с нефтяных полей Иракского Курдистана. При этом, уже три года продолжается конфликт между властями Ирака и курдами: последние начали экспортировать нефть без согласия Багдада, посчитав, что Ирак не выполняет обязательства по перечислению им средств от продажи нефти. В прошлом году стороны начали переговоры, которые пока не привели к успеху. Особую остроту проблеме придает то, что недавно в Иракском Курдистане прошел референдум о независимости. Турция, Иран, официальный Багдад, а также западные державы выступили против референдума. Израиль высказал полную поддержку, Россия воздержалась.
На данный момент ни одно государство мира не признало независимость Курдистана. В то же время, иракские власти, проводят военные операции в приграничных районах, давая понять, что не намерены отрекаться от курдских территорий, составляющих треть национального нефтяного богатства.
«С точки зрения «Роснефти» это выгодная сделка. Как с точки зрения себестоимости добычи нефти, так и по удобствам транспортировки в Германию, где «Роснефть» владеет нефтеперерабатывающими заводами. Это все же не то, что возить «черное золото» из Венесуэлы. Однако существуют вполне серьезные риски, связанные с непризнанием итогов курдского референдума, что чревато вооруженным вмешательством сторонних сил (Ирак, Турция), с целью не допустить создания курдского государства, в укреплении экономического ядра которого Россия сейчас участвует», — сказал «Гражданским силам.ру» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
Создания курдского государства не хочет никто из соседей. Тем не менее, курдов используют все кому не лень от американцев, с целью сдерживания ИГИЛ (террористическая организация – запрещена в России), до Ирана (где также значительная курдская община), Ирака и Турции, умело играющей на внутренних противоречиях курдских группировок. Создание курдского государства будет означать отторжение значительных территорий от соседних государств, что породит коллапс по сравнению с которым рождение ИГИЛ покажется лишь детской шалостью. С другой стороны, на словах сверхдержавы признают право многомиллионного курдского народа на самоопределение, когда это им выгодно. Сейчас в эту рискованную игру включилась и Россия.
«Думаю, с учетом рисков «Роснефть» здесь выступает скорее не как коммерческий агент, а в роли геополитического инструмента. Здравый смысл подсказывает, что даже после побед на ИГИЛ терроризм в регионе быстро победить не получится. С другой сторон, соседние страны вполне могут пойти на силовую акцию, с целью ликвидации курдской государственности. И даже если высадить туда российских десантников с целью нейтрализации угрозы и защиты интересов «Роснефти», то нормальных условий для ведения бизнеса там не предвидится еще долго. С другой стороны, вложенные «Роснефтью» 400 млн долларов, это всего лишь половина наших федеральных расходов на Чечню. Государство найдет возможность компенсировать нефтянке потери, в случае неудачи с курдским проектом. Зато появилась возможность застолбить еще одну «сферу влияния». Пусть даже и с сомнительной экономической отдачей», — сказал «Гражданским силам.ру» политолог Дмитрий Орешкин.
Сергей Путилов