Проигрыш конкурентам вместо эмбарго: какие способы отказа от российской нефти рассматривают на Западе

Проигрыш конкурентам вместо эмбарго: какие способы отказа от российской нефти рассматривают на Западе Фото © «Гражданские силы.ру»

19 мая 2022 21:28:00

3311

Полное нефтяное эмбарго, которое Евросоюз собирался включить в шестой пакет антироссийских санкций, пока буксует, поэтому Вашингтон и Брюссель разрабатывают альтернативные механизмы лишения Москвы доходов от продажи нефти, которые бы не предусматривали полного запрета самой торговли. При этом все подобные альтернативы становятся достоянием общественности через утечки в прессу, а не путём чьих-либо официальных заявлений

Так, двумя днями ранее агентство Reuters сообщило, что США предложат Евросоюзу ввести повышенные пошлины на российскую нефть в качестве альтернативы полному запрету на её покупку. Инициатива должна была обсуждаться на ближайшей встрече министров финансов стран «Большой семёрки», но о конкретных параметрах этого механизма пока ничего неизвестно. А сегодня американское издание New York Times, ссылаясь на свои источники в Белом доме, рассказало о ещё нескольких способах лишить Россию нефтяных доходов, которые рассматриваются в американской администрации. По данным журналистов, в разработке находится как минимум два возможных сценария. По одному из них США в координации с союзниками объявят предельную цену на российское сырьё, выше которой его покупать не будут. Во втором случае банки-корреспонденты, проводящие платежи за поставки нефти из РФ, будут обязаны переводить эти средства на так называемые эскроу-счета. Это банковские счета, на которых деньги хранятся до наступления определённых обстоятельств. В этом случае РФ сможет тратить свои доходы от продажи нефти лишь на закупку товаров первой необходимости, такие как продукты или лекарства.

В обоих случаях контролировать выполнение этих мер в Вашингтоне планируют посредством вторичных санкций. Компании, которые будут нарушать введённые ограничения, попадут в «чёрные списки» и не смогут работать на рынке США или с американскими партнёрами. Как показывала предыдущая практика, такая угроза хоть и подвергается критике за «экстерриториальный характер рестрикций», но является весомой для большей части иностранного бизнеса. Когда газопровод «Северный поток – 2» ещё строился, а США стремились замедлить этот процесс, угрозой введения вторичных санкций они вынудили выйти из проекта и разорвать уже действующие контракты десятки компаний из разных стран Европы. Крупные банки Китая, несмотря на декларирование Пекином своей самостоятельности, также предпочитают придерживаться американских финансовых ограничений, наложенных на российских граждан и юрлиц.

Пока все эти способы находятся в стадии обсуждения, и неясно, какой из них в итоге будет принят к исполнению, но очевидно, что уменьшение доходов России от нефтегазовой отрасли стало стратегической целью США и их союзников. Самым простым с юридической точки зрения стал бы прямой запрет на покупку российского топлива, и США уже отказались покупать нефть из РФ, а вот Евросоюз, зависящий от российских поставок в гораздо большей степени, пока согласовать эмбарго не может. Эта мера должна была войти в шестой пакет ограничительных мер, однако именно запрет нефти столкнулся с противодействием некоторых членов ЕС, в первую очередь Венгрии. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан изначально утверждал, что его страна не может поддержать эмбарго на российскую нефть, поскольку такая мера подорвёт энергетическую безопасность республики. Наконец, 16 мая он сообщил, что ради сохранения европейского единства Венгрия не будет специально блокировать принятие 6-го пакета санкций, однако стране нужны гарантии финансовой помощи на перестраивание её энергетической инфраструктуры с российских на других поставщиков. И Будапешт озвучил цену – 15-18 миллиардов евро. В Еврокомиссии назвали такую сумму неприемлемой. И теперь, судя по всему, начнётся закулисный торг по поводу того, за какие деньги Венгрия готова отказаться от блокирования нефтяного эмбарго.

Подвижки по данному вопросу могут произойти 30-31 мая, когда лидеры стран ЕС соберутся для обсуждения санкционных мер и энергетических проблем союза. Но вопрос полного эмбарго на российскую нефть с повестки дня явно не снимается. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сказала, что это решение будет непростым, но в итоге принять его необходимо.

Впрочем, на определённые уступки перед лицом экономической целесообразности идти всё-таки приходится. Из шестого пакета санкций по настоянию Греции, Кипра и Мальты исключили запрет на транспортировку российской нефти европейскими танкерами. В экономиках этих стран большую роль играет судоходный бизнес, и убытки от данного запрета оказались бы неоправданно высокими. Но альтернативные меры, позволяющие уменьшить доходы РФ от продажи нефти без её полного запрета, вводятся и по другой причине. Полное нефтяное эмбарго от ЕС взвинтило бы мировые цены на «чёрное золото». Очевидно, что закрыть абсолютно все лазейки для продажи нефти из РФ практически невозможно, а азиатские потребители ни к какому эмбарго присоединяться в любом случае не собираются. Поэтому за меньшее количество проданных баррелей российский бюджет получал бы больше денег. Цены и так в последние месяцы сильно выросли. Агентство Bloomberg подсчитало, что сейчас нефтяные доходы России по сравнению с началом года поднялись на 50%, несмотря на торговые ограничения. Сейчас, продавая примерно по 8 млн баррелей в день, Россия получает ежемесячную выручку в 20 млрд долларов. А цель западных санкций – не только снижение российских продаж нефти, но и уменьшение реальной выгоды для России в денежном эквиваленте.

Наконец, новые механизмы по давлению на нефтяной сектор РФ нужны ещё и потому, что Евросоюзу в целом действительно сложно отказаться от российских поставок и с экономической, и с чисто технической точки зрения.

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв напоминает, что для ухода от российского сорта нефти Urals европейцам придётся перестраивать многие НПЗ, предназначенные для переработки именно добываемой в РФ смеси. В общем, проблем с солидарным и одновременным отказом от российской нефти много, а негативный финансовый эффект для России США и Евросоюзу нужен в максимально короткие сроки. Поэтому в дело может пойти один из тех механизмов, которые описаны журналистами NYT. Это позволит растянуть переходный период отказа от российской нефти и при этом сделать её менее конкурентоспособной на рынке. Из-за законодательных препятствий и пошлин российское топливо станет дороже, чем у конкурентов. Кстати, самих конкурентов тоже готовят к более активному выходу на рынки. Накануне США смягчили санкционный режим против нефтяного сектора Венесуэлы. Эту информацию подтвердила вице-президент южноамериканской республики Делси Родригес. В этой стране с самыми большими запасами нефти теперь вновь смогут вести свою деятельность американские и европейские добывающие компании, что должно помочь восстановить добычу, сильно просевшую из-за внутреннего экономического кризиса. Понятно, что венесуэльскую нефть частично направят непосредственно на замену российской.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков подтвердил, что США готовы поступиться многими прежними принципами и возобновить ранее разорванные связи ради того, чтобы российская нефть как можно быстрее была замещена без кардинального взлёта цен.

Между тем, крупные европейские импортёры намерены вскоре отказаться от российского сырья, даже если общеевропейского консенсуса найти так и не удастся. О намерении прекратить закупки до конца 2022 года заявили источники в правительстве Германии. И эти будущие напасти касаются самого, казалось бы, надёжного канала поставок — трубопроводной нефти по длительным контрактам. Продажи нефти морским путём с помощью перевозок танкерным флотом и так коллапсируют уже третий месяц.

Независимые трейдеры массово отказываются от закупок партий российской нефти, зарубежные перевозчики и страховщики взвинтили цены на свои услуги для российских компаний, а отечественный танкерный флот во многом лишён возможности нормально работать из-за прямых санкций. Под ограничения, в частности, попал крупнейший российский оператор танкеров «Совкомфлот».

Учитывая, какое количество различных инструментов задействовано в борьбе с российским нефтяным экспортом, можно практически не сомневаться, что их эффект вскоре станет заметным даже несмотря на высокие мировые цены. Каким может быть итоговый эффект, можно выяснить на примере Ирана, который много лет назад попал под нефтяное эмбарго. После присоединения Евросоюза к этим мерам продажи иранской нефти упали вдвое. Кажется, как минимум к такому результату стремятся и инициаторы ограничений против РФ.

Эксперты Международного энергетического агентства (МЭА) прогнозируют, что уже в этом году из-за санкций и нехватки хранилищ нефтедобыча в России может упасть до уровня 2004 года, до 9,6 млн баррелей в день. В апреле добыча уже упала на 960 тыс. баррелей в день. То есть эффект от ограничений уже проявился, хотя пока и не в деньгах, а в объёме добычи топлива. Здесь самое время вспомнить про диверсификацию источников бюджетных доходов, о которой российские власти говорили многие годы. Но о ней сразу же можно и забыть. Счётная палата в конце прошлого года констатировала увеличение зависимости бюджета от нефтегазовых поступлений. Доля доходов от нефти и газа в общем объёме госсредств составила 34,5%, 85% из которых – это именно нефть. Видимо, скоро плоды несостоявшейся диверсификации ощутят на себе все сферы, зависящие от бюджетного финансирования, потому что столь значительное уменьшение доходов, исчисляемое десятками миллиардов долларов, проигнорировать уже не получится.

Алексей Черников
Теги: эмбарго, нефть, конкуренты, Евросоюз