Рейтинговые агентства прогнозируют сохранение жестких мер ЦБ по «охлаждению» рынка потребкредитования
15 июля 2020 20:19:11
Рейтинговые агентства не ожидают, что меры, введенные Центробанком для сдерживания потребкредитования, будут смягчены, отмечают аналитики
Меры по ограничению безудержного роста кредитования не будут смягчены как минимум до конца нынешнего года. Одной из причин этого является снижение доходов населения в связи с пандемией и, соответственно, усиления рисков невозврата кредитов, сообщает ТАСС.
Аналитики отмечают, что потребкредитование является более рискованным по сравнению с ипотекой и автокредитам. В случае сильного роста выдач это может привести к увеличению просроченной задолженности.
«В связи с этим мы не ожидаем смягчения регулирования в ближайшее время», — отмечает старший аналитик рейтингового агентства НКР Егор Лопатин. Кроме того, нельзя исключить новых мер по ограничению потребкредитования после окончания пандемии, полагает замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Виктор Антонов.
Центробанк уже не раз проявлял беспокойство по поводу темпов роста потребкредитования и долговой нагрузки заемщиков, которые заметно опережают рост как номинальных доходов, так и заработных плат. В этой связи, в частности, с 1 октября прошлого года российские банки обязаны рассчитывать показатель долговой нагрузки (ПДН) и применять надбавки к коэффициентам риска в зависимости от него и полной стоимости кредита.
Насколько оправданы требования ЦБ по ужесточению выдачи потребкредитов, которые являются основным двигателем потребительского спроса и мотором для экономики, и без того оказавшейся в сложном положении? Статистика свидетельствует, что хотя доходы граждан снизились из-за ограничительных мер, принятых в связи с пандемией коронавируса, спрос на кредиты остается высоким.
«Между Банком России и правительством, в частности, Министерством экономического развития, идет уже достаточно давний спор о том, насколько рискованными для экономики страны могут быть высокие темпы роста необеспеченного кредитования. Дискуссии по этому поводу между Максимом Орешкиным и Эльвирой Набиуллиной помнят, наверное, все. И то, что ведомства имеют столь разный подход к данной теме, неудивительно: растущие быстрыми темпами объемы потребкредитования благотворно сказываются на основных показателях развития экономики, подогревают потребительский сектор, влияют на темы роста ВВП и так далее. Но в случае возникновения серьезных проблем в банковской сфере государства, вызванных возможным резким ростом просроченной задолженности, отвечать-то придется Центробанку — это всё его хозяйство. Именно поэтому регулятор периодически ужесточал требования к кредиторам с тем, чтобы перегретость на рынке необеспеченных кредитов начала сниматься.
Сейчас же, когда из-за пандемии, карантина, резкого сжатия потребительского спроса и замедления экономики доходы россиян заметно упали, риски, связанные с взрывным ростом просроченной задолженности по необеспеченным кредитам, возрастают в разы. На сегодняшний день, по оценкам банковских экспертов, от трети до половины россиян относятся к категории рискованных заемщиков. Да и те, кто работу пока не потерял и не столкнулся со снижением зарплаты, никак не могут быть уверены в том, что завтра-послезавтра они работы не лишаться. В Центробанке это прекрасно понимают, как понимают и то, что многие кредитные организации, несмотря на возрастающие риски, все равно стремятся увеличивать объемы потребительского кредитования — ведь это основной источник дохода для большинства банков. Так что действия регулятора, отказывающегося смягчать требования к банкам в части ограничения потребкредитования, вполне понятны: если лавина просрочки по необеспеченным кредитам все же накроет финансовую систему страны, выходить из ситуации будет крайне трудно. Именно для недопущения коллапса банковской системы в случае возможных шоковых воздействий (а никто пока не отменял вероятности прихода второй или даже третьей волны коронавируса и введения новых ограничительных мер) Банк России и настаивает на том, чтобы меры по «охлаждению» рынка потребительского кредитования были сохранены как минимум до конца 2020 года.
Что касается интересов населения, то, конечно, вероятнее всего, россияне предпочли бы, чтобы необеспеченные ссуды были максимально доступными. Но беда в том, что подавляющее большинство наших сограждан не являются экспертами в области финансов и не могут объективно оценить те риски, которые они принимают на себя. Более того, многие вообще рассчитывают, что в случае возникновения реальных трудностей с обслуживанием займа их спасет процедура банкротства. При этом слабо представляя себе, какие негативные последствия она повлечет за собой. Так что вне зависимости от пожеланий населения рынок потребкредитования приходится «остужать» регуляторными действиями Банка России», — сказал «Гражданским силам.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
«Я думаю, что меры Банка России по сдерживанию роста объемов потребительского кредитования, несомненно, оправданны. Дело в том, что эти меры направлены не на сдерживание объёмов роста как такового, а на сдерживание роста рисков в портфеле. Другими словами, сам по себе рост портфеля потребительских кредитов — это не проблема и не цель. Проблема заключается в том, что этот рост происходит гораздо быстрее роста номинальных и реальных доходов граждан, а также в том, что структура портфеля представляется несбалансированной — растет доля заемщиков, имеющих задолженность одновременно по нескольким типам кредитов, а также заемщиков, берущих кредит на погашение имеющихся долгов. В конце июня 2020 Банк России опустил ключевую ставку до рекордно низкого уровня в 4,5%, что вызвало снижение ставок, в том числе и по кредитам. Это простимулирует спрос на кредиты платежеспособных граждан, у которых либо нет ни одного кредита, либо есть несущественная кредитная нагрузка. В совокупности это сбалансирует портфель и снизит риски «вздутия кредитного пузыря».
Говоря в целом об интересах банков и заемщиков, важно постоянно помнить: говорим «кредит» — подразумеваем «возврат». Возврат кредита — природа этого финансового инструмента. Кредитование граждан или компаний без внятных источников доходов — это утопия. Расходы граждан и компаний должны быть обусловлены прежде всего соответствующими доходами, а не наличием свободного доступа к заемным средствам. Кредитные деньги должны быть преимущественно стимулом к развитию экономики и увеличению доходов. В исключительных случаях кредиты могут временно помочь справиться с финансовыми трудностями. В текущей ситуации Банк России принял ряд мер поддержки финансового рынка. Перспектива послаблений допустима при ухудшении ситуации в экономике, в том числе при условии развития второй волны пандемии коронавирусной инфекции. В остальном вряд стоит ожидать послаблений со стороны Банка России в части необеспеченного кредитования физических лиц», — поделилась своим мнением с «Гражданскими силами.ру» управляющий Санкт-Петербургским филиалом РГС Банка Елена Верёвочкина.
Сергей Путилов