Выставка к 45-летнему юбилею программы «Союз» — «Аполлон» откроется в Музее космонавтики

https://history1.ru

16 июля 2020 15:56:17

4351

В середине семидесятых годов прошлого века каждый советский гражданин, включая курильщиков, приобретавших сигареты марки «Союз-Аполлон», был осведомлен о совершенной в 1975 году стыковке космических кораблей СССР и США

Журналисты назвали эту историческую встречу «рукопожатием в космосе». Совместный двухсуточный полет американского «Аполлона» и советского «Союза» продемонстрировал, что две страны способны не только враждовать, но и протянуть друг другу руку дружбы, пусть даже и на космической орбите. 15 июля исполнилось 45 лет с начала первого совместного космического полета кораблей из двух стран. Чтобы напомнить россиянам о тех легендарных событиях, в столичном Музее космонавтики 17 июля открывается выставка «Во имя мира и прогресса!», сообщает портал "m24.ru"

То было недолгое время «разрядки», наступившей в отношениях между Советским Союзом и Америкой. Ровно год спустя, после визита в СССР американского президента Ричарда Никсона, советский генсек Леонид Брежнев в 1973 году отправился в США. Во время поездки Никсона в Москву стороны не только подписали пакет важных соглашений в сфере разоружения (включая Договор по ПРО и ОСВ-1), но и договорились, что советский лидер приедет в США, где ему будет приготовлен «приятный сюрприз». Никсон не забыл фразы, оброненной Брежневым (большим любителем авто) по поводу его роскошного «Линкольна», который президент США привез с собой в Москву: «А можно и мне такой же?». По приезду в Америку советскому вождю был презентован представительный заокеанский седан марки «Линкольн Континенталь» благородного темно-голубого цвета. Приборную панель автомобиля стоимостью 100 тысяч долларов по современному курсу украшала гравировка: «На добрую память. С наилучшими пожеланиями». Брежнев во время визита не только лихо гонял на подаренной машине, удивляя Никсона мастерством вождения на резких поворотах, и пил виски с содовой, но также обсудил с президентом проект первой в истории совместной миссии советского и американского космического кораблей. С идеей провести совместный полёт со стыковкой на орбите выступило NASA. Директор аэрокосмического агентства США Томас Пейн еще в 1970 году отправил письмо главе Академии наук СССР Мстиславу Келдышу с предложением провести стыковку в космосе уже летавших на тот момент советского и американского кораблей — «Союза» и «Аполлона». После визита в СССР Никсона и ответной поездки Брежнева в США эта, казавшаяся на первых порах фантастической, затея получила одобрение на самом «верху» и начала приобретать реальные очертания. Встреча советского и американского кораблей призвана была символизировать наступление новой эры в отношениях между двумя странами.

Действительно, к 1975 году, когда состоялся старт, раздражавшая всех вьетнамская война уже пошла на убыль, Афганистан никому не виделся еще и в страшном сне. В области ядерных вооружений царила «разрядка».

В этом же году кремлевское руководство подписало в Хельсинки Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в соответствии с которым советское правительство брало на себя обязательства соблюдать права человека и свободу слова. И хотя этот документ так и остался на бумаге, эпохальный совместный космический полет СССР и США в 1975 году был осуществлен.

При этом пришлось преодолеть целый ворох технических трудностей. Так, атмосфера на советском и американском кораблях была различной. В «Аполлоне» астронавты дышали чистым кислородом, а на «Союзе» поддерживалась атмосфера, сходная с земной по составу и давлению. Просто перейти из корабля в корабль по этой причине было невозможно: космонавты заработали бы кессонную болезнь — бич аквалангистов при слишком быстром подъеме с глубины, когда кровь буквально «закипает». В итоге советскими специалистами был построен специальный стыковочно-шлюзовой переходный трехметровый отсек, который выводился на орбиту вместе с «Аполлоном». Пребывание космонавтов на протяжении трех часов в переходном отсеке позволяло избежать декомпрессии.

После того как советские и американские экипажи прошли совместные тренировки на тренажёрах космических кораблей в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (СССР) и в Космическом центре им. Л. Джонсона (США), 15 июля с Байконура и мыса Канаверал «Союз» и «Аполлон» с разницей в несколько часов отправились в космос. Двое суток спустя они состыковались на орбите. На борту «Союза-19» находились советские космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов, а на «Аполлоне» осуществили полет американские астронавты Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон. После открытия люков «Союза» и «Аполлона» состоялось символическое рукопожатие командиров кораблей Алексея Леонова и Томаса Стаффорда. Затем Стаффорд и Дональд Слейтон осуществили переход в советский корабль.

В экспозицию выставки «Во имя мира и прогресса!» вошли газеты, памятные медали, нашивки, подлинные предметы и исторические фотографии программы «Союз» — «Аполлон». Особого внимания заслуживают такие экспонаты, как памятный сувенир с фрагментом обожженной лавсановой оболочки, снятой с поверхности «Аполлона», а также бортовая инструкция по совместным операциям.

«Из космоса наша планета видится совсем иной, чем политикам: не разделенной границами, враждой и соперничеством между странами. Поэтому космонавты — это особая порода людей, которые прекрасно понимают важность сотрудничества, добрососедских отношений во имя великой цели: открытия человечеству дороги в космос. Важность состоявшейся 45 лет назад советско-американской миссии «Союз — Аполлон» напоминает нам о задаче формирования общепланетарного сознания, понимания общей ответственности за судьбы Земли, что в наши дни не менее актуально, чем тогда», — сказал «Гражданским силам.ру» руководитель электронной библиотеки «Вне насилия» Виталий Адаменко.

Сергей Путилов
Теги: Музей космонавтики, Союз—Аполлон, США и Россия, период разрядки