России может дорого обойтись крымский гешефт с немецкими турбинами
24 августа 2017 13:32:48
Стала известна долгое время остававшаяся тайной схема скандальной поставки в Крым газотурбинных установок немецкого концерна Siemens вопреки введенным в 2014 году санкциям ЕС против России.
Как сообщает «Коммерсантъ», в марте 2015 года совместное предприятие Siemens с петербургской компанией «Силовые машины» заключило с ОАО «Технопромэкспорт», «дочкой» госкорпорации «Ростех», контракт на поставку четырех немецких газотурбинных установок для теплоэлектростанции в Краснодарском крае.
10 июля нынешнего года в Siemens уточнили, что, согласно договору от 2015 года, турбины предназначались исключительно для поставки в Краснодарский край, и в этом договоре есть отдельный пункт о недопустимости поставки немецких газовых установок в Крым.
Однако через шесть месяцев эти же турбины были проданы ОАО «Технопромэкспорт» за 152,4 миллиона евро другой компании почти с таким же названием «Технопромэкспорт», но уже не ОАО, а ООО. Но ООО «Технопромэкспорт» занимается строительством электростанций в Крыму – речь идет о Севастопольской и Симферопольской ТЭС. Для этих ТЭС и предназначались разгруженные в Севастопольском порту турбины Siemens. Скандал разгорелся после того, как об этом 5 июля сообщило агентство Reuters. До сих пор неизвестно, кто именно «стукнул» на российских поставщиков турбин в Крым, но 13 июля генеральный директор компании «Силовые машины» Роман Филиипов был задержан в Санкт-Петербурге сотрудниками ФСБ и допрошен в рамках уголовного дела о разглашении государственной тайны». После допроса Филиппова отпустили под подписку о невыезде, ему грозило обвинение в халатности. А 19 июля Совет директоров ПАО «Силовые машины» отправил Романа Филиппова в отставку. Новым гендиректором назначен Юрий Петреня, работавший заместителем генерального директора и технического директора «Силовых машин».
ПАО «Силовые машины» — младший партнер немецкого концерна Siemens в СП «Сименс технологии газовых турбин», производящем и поставляющем оборудование для ТЭЦ, ТЭС, АЭС и электростанций с комбинированным газопаровым циклом. Считается, что эта структура подконтрольна совладельцу «Северстали» миллиардеру Алексею Мордашову.
Не исключено, что «Силовые машины» действительно участвовали в «модернизации» немецких газовых установок SGTS-2000E Siemens мощностью около 470 Мвт, оказавшихся в Крыму.
Как сообщает Life со ссылкой на Минпромторг, в 2016 году петербургское предприятие передало дочке «Ростеха», ОАО «Технопромэкспорт», четыре комплекта газовых турбин SGTS-2000E Siemens для энергообъектов в Краснодарском крае. Каждая такая турбина стоит 28 миллионов евро. При этом указывается, что «Технопромэкспорт» — еще и подрядчик строительства двух крымских теплоэлектростанций — в Севастополе и Симферополе.
Но о том, что турбины Siemens были модернизированы именно для двух крымских электростанций, знал только очень узкий круг людей из компании «Силовые Машины», так что и «утечка» информации о поставке немецких турбин в Крым вполне могла случиться в этой компании.
Как бы то ни было, а немцы потребовали объяснений. И им разъяснили, что речь идет вовсе не о турбинах Siemens в «чистом виде», а о турбинах Siemens, модернизированных российскими инжиниринговыми компаниями. Что это за компании, и в чем именно заключалась «модернизация», немецкий концерн так и не узнал. Но о «модернизированных турбинах, закупленных на вторичном рынке», немцам на голубом глазу рассказывали все — от пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова до министра энергетики Александра Новака, не говоря уже о топ-менеджерах замешанных в деле компаний.
Как сообщила РБК, немецкие турбины «доработала» компания «Интеравтоматика», которая, по данным Reuters, и поставила турбины в Крым для установки на местных электростанциях. 17,3 процента акций этой компании принадлежит «дочке» «Ростеха», компании «Технопромэкспорт». «Технопромэкспорт», в свою очередь, сообщил, что эти установки «были закуплены на вторичном рынке и модернизированы на российских предприятиях с участием российских инжиниринговых компаний».
«Степень модернизации настолько высока, что продукция уже не может носить имя производителя, это другой продукт», — сообщил РБК источник из «Технопромэкспорта».
Позже к делу подключился и министр промышленности России Денис Мантуров.
«Это турбины российского производства», — цитирует министра издание Life, — «Здесь есть элементы зарубежного производства, но при этом у турбин будет российский сертификат».
То же самое утверждают и в Минпромторге России.
«В марте 2017 года Торгово-промышленная палата Санкт-Петербурга провела экспертизу и установила, что газовая турбина SGT5-2000T является оборудованием с локализацией более 50 процентов, изготовленным в России и не имеющим аналогов на ее территории», — сообщает Life со ссылкой на источник в Минпромторге.
Однако такое объяснение не убедило Siemens. А Евросоюз ввел дополнительные санкции по «делу о турбинах» против трех российских юридических и трех физических лиц.
В «черный список» ЕС попали заместитель министра энергетики России Андрей Черезов, руководитель департамента Минэнерго, курирующий строительство электростанций в Крыму Евгений Грибчак и глава компании «Технопромэкспорт» Сергей Топор-Гилка, а также ООО «Технопромэкспорт» и «Интеравтоматика», непосредственно занимающиеся установкой турбин на Севастопольской и Симферопольской электростанциях.
«Создание независимого энергоснабжения Крыма и Севастополя поддерживает их отделение от Украины и подрывает территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины, так как газовые турбины являются существенным элементом в развитии новых электростанций», — говорится в опубликованном на сайте Совета ЕС заявлении Евросоюза о введении новых санкций против России.
Как отмечает Reuters, инициатором новых санкций была Германия, которая 24 июля внесла на рассмотрение ЕС предложение добавить в санкционный список несколько российских физических и юридических лиц, причастных к «делу турбин».
Правда, тогда же в МИД ФРГ заметили, что введение новых санкций может плохо повлиять на российско-германские отношения.
Но российских «энергетических» начальников это не смутило.
«История с Siemens не повлияет на срок запуска первой очереди новых электростанций в Крыму», — заявил РИА Новости один из «виновников торжества», заместитель министра энергетики Андрей Черезов, — «Этот запуск намечен на первый квартал 2018 года».
«Ситуация с доставкой в Крым турбин Siemens никак не повлияет на работу российского энергетического сектора», — цитирует Интерфакс заявление главы Минэнерго Александра Новака, — «Все, что поставлял Siemens, поставляют и другие компании, в том числе и в сфере электроэнергетики. Российские предприятия также начали производить подобное оборудование в рамках импортозамещения».
11 июля Siemens подал в Арбитражный суд Москвы иск к ОАО «Технопромэкспорт».
Пока Арбитражный суд отказался арестовывать четыре газотурбинные установки, поставленные Siemens в Россию и, по мнению немецкой стороны, незаконно перемещенные из Краснодарского края в Крым для размещения на строящихся Севастопольской и Симферопольской ТЭС. Немцы просят признать сделку о поставке турбин недействительной и «применить последствия недействительности сделки». Проще говоря, они требуют продать им их же турбины.
Следующее заседание Арбитражного суда по иску Siemens назначено на 18 сентября.
Между тем, скандал с турбинами грозит разрывом вообще всех отношений Siemens с российскими партнерами. При этом и сам Siemens может потерять до 200 миллионов евро годовой выручки в России, из российских магазинов исчезнет бытовая техника Siemens и Bosh, и может быть сорвана сделка с немцами о сотрудничестве в сфере строительства скоростных поездов класса «Сапсан».
По мнению большинства экспертов, уход из России действительно обойдется немецкому концерну «в копеечку», и нынешние активные действия руководства Siemens направлены только на то, чтобы доказать Евросоюзу свою непричастность к «крымской сделке».
«Не исключены новые меры против наших партнеров в России», — заявил в интервью Reuters директор Siemens Джо Кэзер, — «Мы по-прежнему настаиваем на нашей непричастности к незаконной перевозке Siemens турбин на Крымский полуостров».
Siemens еще в конце июля объявил о приостановке поставки газотурбинных установок в Россию и заявил о желании аннулировать контракт с российскими партнерами.
«Мы рассматриваем возможность выхода из совместного предприятия с Россией», — заявил в интервью немецкому журналу «Wirtschaft Woche» Джо Кэзер.
Речь может идти об уходе немецкого концерна из СП «Siemens Gas Turbines Tehnologies» с российскими «Силовыми машинами», и выходе Siemens из числа акционеров компании «Интеравтоматика», где немцам принадлежит 45,7 процента акций. Во всяком случае, как сообщает «Wirtschaft Woche», в июле в концерне была создана рабочая группа, изучающая возможность подобных шагов.
«Причиной стало то, что все газотурбинные установки поставленные летом для электростанции в Тамани, были незаконно перемещены в Крым», — говорится в заявлении концерна, опубликованном в Twitter, — «Компания продолжит уголовное преследование «Технопромэкспорта», отвечающего за перемещение турбин в Крым, и инициирует судебный процесс для предотвращения новых попыток поставок в Крым газовых турбин производства Siemens».
По мнению экспертов, теперь, когда дело дошло до суда, «Технопромэкспорту» и петербургской компании «Силовые машины» будет нелегко доказать недоказуемое. А именно — свою непричастность к поставке в Крым турбин, предназначенных по контракту с Siemens для краснодарских электростанций.
Но все может измениться теперь, после 24 августа, когда «Коммерсантъ» сообщил о схеме поставки немецких турбин в Крым.
По информации «Коммерсанта», в марте 2017 года ОАО «Технопромэкспорт» было объявлено банкротом.
«Теперь юристам Siemens будет трудно доказать, что ООО «Технопромэкспорт» отправило турбины в Крым вопреки воле немецкого концерна», — приводит издание комментарий осведомленного источника.
Получается, что, поскольку контракта с ООО «Технопромэкспорт» у концерна не было, а ОАО «Технопромэкспорт» уже обанкротилось, то и спрашивать за тайные поставки немецких турбин в Крым вроде как уже и не с кого. Тем более что «папа» обанкротившегося ОАО «Технопромэкспорт», «Ростех», не раз указывал, что турбины были приобретены на вторичном рынке, а ведь формально так и было.
Что касается «модернизации» немецких турбин, то здесь остаются вопросы.
«Определенные изменения в турбины были внесены, — приводит «Коммерсантъ» комментарий источника в «Ростехе», — «Однако смысла в них не было, поскольку при изменении агрегата требуется полная доработка всего газогенератора, что затратно и по времени, и по деньгам».
Проще говоря, турбины можно было просто перекрасить, назвать это модернизацией, а потом продать «модернизированные» установки другой российской компании, которая и поставила в Крым турбины Siemens, уже не считая их турбинами Siemens.
Можно ли обойтись без газотурбинных установок немецкого концерна?
«Ъ» напоминает, что ранее «Технопромэкспорт» пытался закупить газовые турбины у иранской компании MAPNA, производящей турбины по лицензии Siemens. Однако, узнав об этом, немецкий концерн пригрозил Тегерану разрывом всех отношений, и иранцы решили не рисковать.
Возможный уход Siemens с российского газотурбинного рынка может подставить под большой вопрос развитие энергетики, а значит, и всей экономики Крымского полуострова. Во всяком случае, без двух ТЭС в Севастополе и Симферополе Крым может очень быстро ощутить дефицит энергии.
Напомним, что до воссоединения с Россией полуостров получал до 80 процентов электроэнергии из Украины. Однако после подрыва диверсантами СБУ опор линий электропередач на границе с Крымом в октябре 2015 года, полуостров перестал получать украинскую электроэнергию. К тому моменту Крым обеспечивал себя электроэнергией только на 35 процентов. Общая потребность полуострова в электроэнергии составляет 1350 МВт, а в 2021 году, с развитием крымской экономики, эта потребность вырастет вдвое.
Ситуацию могли спасти две электростанции, строящиеся в Балаклавском районе Севастополя и под Симферополем, суммарной мощностью в 940 МВт. Они позволили бы избежать дефицита энергии при любом росте энергопотребления в Крыму.
Теперь, после вполне возможного ухода Siemens, строительство этих ТЭС окажется под угрозой, а значит, под угрозой окажется и энергообеспечение всего Крымского полуострова. Это поставит под вопрос выполнение поручения президента Путина о создании условий для того, чтобы вся необходимая Крыму энергия генерировалась на полуострове.
А потому и гешефт с тайными поставками немецких турбин в Крым в обход санкций, и хитроумный ход с выведением из-под удара скоропостижно объявленного банкротом «Технопромэкспорта», может дорого обойтись не только крымской, но и всей российской экономике, не говоря уже о репутационных издержках, последствия которых еще долго будут ощущать на себе российские энергетические компании, хоть как-то связанные с государством.
Петр Сергеев