Российский бюджет в ближайшие три года может недополучить от госкомпаний 1,3 трлн рублей дивидендов
24 октября 2018 19:59:36
Об этом заявил председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, выступая в Госдуме на первом чтении законопроекта о федеральном бюджете.
Несмотря на многолетние усилия, правительству не удается добиться выплаты дивидендов от госкомпаний в полном объеме. Нефтегазовые монополисты обосновывают неполную выплату дивидендов потребностью инвестировать средства в разработку новых месторождений и закупку оборудования, при этом стараясь не афишировать баснословные оклады и премии для своего топ менеджмента.
Добыча нефти по причине выработки легкодоступных запасов нефти, действительно, становится все более дорогим занятием, в связи с чем, по оценке экспертов, уже с 2020 года следует ожидать спада нефтедобычи. С другой стороны, все это свидетельствует о том, что госкомпании (в частности сырьевые), несмотря на огромные инвестиции и бюджетные поблажки, продолжают снижать эффективность.
Сырьевая экономика все больше заходит в тупик. В то же время, перевод экономики на инновационные рельсы и ее диверсификация пока остаются лишь декларацией властей.
«Наиболее уязвимой доходной частью бюджета мы считаем поступления в бюджет дивидендов от компаний с госучастием, по которым запланировано, что дивиденды должны составлять не менее 50% прибыли. Если следовать практике предыдущих лет, то мы можем недополучить за 3 года 1,3 трлн рублей по дивидендам госкомпаний», – цитирует Кудрина Finanz.ru. При этом председатель СП РФ выразил надежду, что российское правительство, закладывая в бюджет определенный уровень доходов от выплаты госкомпаниями дивидендов, добьется именно этой цели по доходам. «Надеюсь, что правительство, в очередной раз ставя такую серьезную цифру в бюджет, все-таки добьется ее исполнения, и мы будем должны это объективно оценивать», – добавил глава Счетной палаты.
«Несмотря на то, что государство пытается добиться от крупнейших компаний с госучастием выполнения требований по выплате не менее 50% чистой прибыли в виде дивидендов, оно же само и дает из года в год поблажку целому ряду эмитентов. Так, по результатам 2017-го года «Газпром» должен был направить на выплату дивидендов от 17,5 до 35% чистой прибыли, но по факту направил лишь 25%, объяснив это тем, что расширяет бизнес и тратит все свободные деньги на инвестиции. «Газпромнефть», обязавшаяся выплатить не менее 25% чистой прибыли в виде дивидендов, выплатила 28% (что уже неплохо). Формальное объяснение: «Газпром-нефть» на 95% принадлежит «Газпрому», поэтому большая часть денег идет на инвестиции материнской компании, а не инвесторам». «ИнтерРАО» была обязана направить на дивиденды не менее 25% прибыли – направила фактически ровно 25%. Формальное пояснение: большая часть акций «ИнтерРАО» принадлежит трем государственным компаниям (не совсем понятно, как это влияет на обязанность платить дивиденды, в том числе и государству). «Россети» были обязаны направить на выплату дивидендов не менее 50% чистой прибыли, по факту не направили ни копейки, объяснив это тем, что компания получила прибыль по МСФО, но убыток – по РСБУ (российский стандарт бухгалтерского учета), и в соответствии с дивидендной политикой в этом случае имеет право не платить дивиденды. «Сбербанк» обязан был направить на дивиденды не менее 25% прибыли – фактически отправил 36%. Руководство крупнейшего в стране кредитора считает, что в настоящий момент лучше не тратить значительные средства на дивиденды, а сохранять деньги на счетах, чтобы не допустить дефолта банка. Банк рассчитывает начать направлять на выплату дивидендов 50% чистой прибыли, начиная с 2020 года, когда планирует заработать 1 трлн рублей», – сказал «Гражданским силам.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Аналитик добавил, что сырьевая экономика постепенно заходит в тупик, поскольку поражена «голландской болезнью». В мире было несколько прецедентов, когда государство, «подсевшее» на зарабатывание доходов за счет продажи природных ископаемых, начинало стремительно ухудшать базовые показатели развития национальной экономики и впоследствии было вынуждено проводить тяжелые и непростые реформы, чтобы существенно изменить структуру экономики, образовав в ней значительное количество производств, создающих добавленную стоимость. «Однако подобные реформы требуют политической воли, так как сопряжены с существенной перестройкой многих государственных институтов – начиная от судебно-правовой системы, и заканчивая избирательной, не говоря уже про реальную, а не «бумажную» борьбу с коррупцией. По очевидным причинам Россия сейчас себе такого позволить не может», – резюмирует Алексей Коренев.
«Главная проблема выплаты дивидендов российскими госкомпаниями находится несколько глубже, чем это принято рассматривать. Она заключается в том, что Россия никак не может определиться с типом экономической парадигмы. Если Россия привержена рыночной экономике, то тогда государственное вмешательство в дивидендную политику компаний должно осуществляться в соответствии с рыночным механизмом (собранием акционеров). Если же экономика преимущественно плановая, то тогда все еще проще: дивиденды (если они, конечно, предусмотрены) определяются в соответствии с государственным планом. Если бы все так и было, то наверняка вопросов было бы гораздо меньше, а эффективность выше. Но на практике мы видим некую гибридную форму, в которой главный ориентир – на плановость, для учета дивидендов в бюджете, но при этом, «чтобы, как на Западе», окончательно решение принимается собранием акционеров с учетом финансовых потребностей отдельных госкомпаний. Получается, что и процесс определения дивидендов не прозрачный, а значит не рыночный (не западный), не вызывающий доверия у инвестиционного сообщества, но и о плановости речи тоже не идет, иначе российские министерства смогли бы правильно «спланировать», сколько же дивидендов поступит в казну. А пока мы видим, что уровень дивидендов «некоторых» российских государственных корпораций определяется за закрытыми дверями, Минфин из года в год в разы ошибается в своих прогнозах по дивидендным поступлениям в бюджет. Об этом, кстати, на днях высказывался глава Счетной палаты России Алексей Кудрин. Нам остается констатировать, что текущая ситуация сохранится до тех пор, пока раздвоение экономической личности России не закончится», – поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков.
«Невозможно бесконечно увеличивать давление на корпоративный сектор в виде налогов и требовать одновременно полноценной отдачи в виде дивидендов. Учитывая, что сырьевым компаниям так же, как и остальным, очень сложно привлечь внешний капитал ввиду пакетов антироссийских санкций, становится понятным, что источники поступления средств остаются теми же: прибыль после продажи ресурсов/продуктов и доходы, полученные в результате валютных колебаний. В этом году у нас профицитный бюджет из-за рекордных цен на нефть, разумнее было бы использовать этот запас на будущее, а не тратить его широко в моменте. Сырьевая модель экономики, как уже говорилось неоднократно, изживает себя, в то время как в российских реалиях помимо вербальных заявлений заменить ее больше нечем», – сказала «Гражданским силам.ру» аналитик компании Альпари Анна Бодрова.
Другие эксперты, впрочем, отмечают, что бесконечно использовать нефтегазовый сектор в качестве главной бюджетной дойной коровы едва ли целесообразно.
«У бюджета возникает дилемма – недобрать дивиденды или налоги – а со своей стороны еще и передать субсидии и новые льготы по развитию госкомпаний. Выставление планки в выплате 50% дивидендов было изначально выбрано без учета конкретной ситуации на рынках, а учитывая новые санкции именно против госкомпаний, удержание полной суммы потребует затем возврат ее части в виде различных преференций и пересмотра льгот. Перекладывание средств из одного кармана в другой и затем обратно, при отсутствии целесообразности в перетасовке, не вызывает энтузиазма у чиновников (компания потом наберет свое у государства)», – сказала «Гражданским силам.ру» ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс» Мария Сальникова.
Сергей Путилов