Россия впрягается в гонку вооружений с Америкой
31 октября 2017 20:53:20
Минобороны расставило акценты в программе вооружений.
Приоритетным направлением государственной программы вооружений на 2018-2025 годы станет развитие стратегических ядерных сил и высокоточного оружия, заявил в интервью газете «Военно-промышленный курьер» заместитель министра обороны Юрий Борисов.
В беседе с корреспондентом издания «Гражданские силы.ру» эксперты отметили как слабую сторону российской программы модернизации ядерной триады — большое разнообразие разрабатываемых систем, что ложится дополнительной нагрузкой на российский бюджет. По мнению аналитиков, объясняется это лоббированием оборонными корпорациями своих изделий. В итоге, обладая оборонным бюджетом, в разы уступающим американскому, и слабой экономикой Россия втягивается в гонку вооружений, которая может оказаться ей не по-карману. Кроме того, из-за введенного Западом запрета на поставку в РФ технологий двойного назначения значительные ресурсы страна вынуждена бросать на программу импортозамещения. Результаты пока неоднозначны. Как в области создания тепловизоров, так и беспилотных систем, без которых современная война немыслима. В частности, несмотря на предпринимаемые усилия, отечественные разработки беспилотников на годы отстают от зарубежных аналогов.
Борисов не открыл большой тайны, сообщив журналистам, что ядерные силы — главный сдерживающий фактор возможной агрессии против России. По обычным вооружениям — как по качеству, так и по количеству мы еще долго не сможем конкурировать с западными странами. Как бы нас не пытались убедить в обратном, демонстрируя по телевизору эффектные обстрелы боевиков ИГИЛ (террористическая организация – запрещена на территории РФ) крылатыми ракетами и управляемыми авиабомбами, война с террористической группировкой, пусть и даже одной из сильнейших — это далеко не вооруженный конфликт с сильнейшими державами мира.
«Наш ракетно-ядерный щит должен быть надежным, чтобы ни у кого не возникло даже мысли попробовать нас на прочность», — отметил Борисов.
Однако, как сообщил «Гражданским силам.ру» директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко: «В НАТО не обязательно рассматривают возможное с столкновение с Россией как глобальный ядерный конфликт. Там отрабатываются сценарии, как обычной, так и ограниченной ядерной войны».
Действительно, получить в ответ удар всей нашей ядерной мощи на Западе никто не желает. Но испытать на себе атаку с применением всего американского атомного арсенала отнюдь не горят желанием и в Кремле. Это оставляет лазейку для конфликтов с применением обычного оружия. В том числе высокоточного, по которому мы пока сильно отстаем. Именно поэтому производство «умных» бомб и ракет, а не только развитие оружия судного дня в Минобороны назвали «вторым важнейшим направлением развития программы вооружений».
«Безусловно, новое развитие получит робототехника, поскольку общая тенденция — на проведение боевых операций без участия человека. И хотя до высокоинтеллектуальных систем здесь еще далеко, роботы — уже норма жизни», — добавил Борисов.
Он выразил уверенность, что к 2025–2026 годам в России появятся новые виды оружия, которые внесут серьезные изменения в стратегию и тактику боев.
В сентябре вице-премьер Дмитрий Рогозин отмечал, что госпрограмму могут принять до конца года, а упор в ней будет сделан не на модернизацию, а на создание новых образцов оружия.
Как сообщил директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов, пока гонки вооружений с Америкой в варианте советско-американского противостояния, то есть они сделали ракеты — мы такую же, они стратегический бомбардировщик — мы аналогичный, нет. Но мы все сильнее в нее втягиваемся, что разорительно действует на экономику. Мы уже тратим на оборону более 4% ВВП, что считается очень много для развивающейся экономики, к которой принадлежит наша.
«С 2020 года в США стартует программа модернизации ударной ядерной триады: бомбардировщики, наземные ракеты, морская компонента. Ассигнуются на эти цели фантастические средства — 900 млрд долларов Это в разы превосходит всю нашу госпрограмму вооружения, которая финансирует все наши вооруженные силы. Включая стратегические. Они же эти деньги выделяют только на свою ядерную триаду», — сказал Алексей Арбатов.
Основными направлениями военно-технологической гонки РФ и США эксперт назвал создание Россией систем преодоления американской противоракетной бороны (ПРО). Обе страны будут активно развивать высокоточные неядерные стратегические системы. В том числе гиперзвуковые.
Одной из главных проблем модернизации российской ядерной мощи эксперт назвал многотипность создаваемых вооружений. Если в США с их огромным оборонным бюджетом создается всего по новой системе ядерного оружия для каждого вида войск: наземная, воздушная, морская, то мы, обладая куда меньшими ресурсами разрабатываем, развертываем, испытываем сразу семь ракетных систем.
Сергей Путилов