Счетная палата предлагает усовершенствовать налог на роскошь в РФ

Фото: © Алексей Иванов/ ТВ Звезда

11 июля 2019 20:03:22

2259

Покуда в России богатые становятся богаче (даже вопреки санкциям), а бедные беднеют, ведомство Алексея Кудрина решило внести свою посильную лепту в исправление этой очевидной несправедливости. Но ничего лучше не придумали, чем вместо введения той же прогрессивной шкалы налогообложения докопаться до дорогущих авто богатеев

СП обнаружила несколько марок дорогих автомобилей, которые не попали в список для исчисления транспортного налога с повышающими коэффициентами, и предлагает усовершенствовать действующий механизм взимания так называемого налога на роскошь, говорится в сообщении аудиторов по итогам проверки администрирования имущественных налогов за последние три года.

«Вызывает вопросы начисление транспортного налога с повышающим коэффициентом. Он действует для автомобилей стоимостью от 3 миллионов рублей. Перечень дорогостоящих машин ежегодно размещает Минпромторг на своем официальном сайте. В нем не оказалось таких представителей премиального класса, как TeslaMotors Model S, Mercedes Benz S63 АМG 4МАТIС Limousine L и Bugatti Veyron GrandSport», — говорится в сообщении Счетной палаты. По действующему законодательству владельцы автомобилей стоимостью от трех до пяти миллионов рублей должны платить транспортный налог с коэффициентом 1,5. При этом налог на машины возрастом один-два года рассчитывается по коэффициенту, умноженному на 1,3, возрастом в два-три года — на 1,1. Налог в двойном размере должны платить владельцы машин стоимостью в пять-десять миллионов рублей возрастом до пяти лет. Тройной налог — за модели по цене 10-15 миллионов рублей и возрастом 10-20 лет. Сами ставки транспортного налога утверждаются на уровне регионов и отличаются в зависимости от территории, а конкретный перечень автомобилей, попадающих под повышенное налогообложение, как утверждает Минпромторг, сейчас насчитывает 1193 модели.

Насколько эффективным методом выравнивания социального неравенства можно считать налог на дорогие автомобили? Едва ли казна сильно богатеет на такой мере. Может быть, имело бы смысл дополнить эту меру, например, прогрессивной шкалой налогообложения, какими-то дополнительными мерами поборов с богатых. Как обстоят дела в этом плане в развитых странах? Об этом «Гражданские силы.ру» спросили экспертов.

Автодилеры к инициативе Счетной палаты отнеслись без восторга.

«Налог на роскошь – мера вынужденная и в целом не очень приятная. Люди должны платить за право обладать дорогими красивыми вещами, на которые сами заработали. Расширение списка моделей автомобилей, попадающих под закон о роскоши – следствие роста НДС и общей инфляции. В целом введение налога на роскошь не решает систему социального неравенства. Однако, в общем, расширение списка марок и моделей в списке, а также повышение налога не отразится на спросе на автомобили премиум-класса: клиенты, отдающие предпочтение таким авто могут себе позволить и сопутствующие расходы на них», – сообщили «Гражданским силам.ру» в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».

Очевидна несправедливость ситуации, когда согласно индексу Bloomberg Billionaires Index, общий капитал самых богатых граждан России за шесть месяцев года стал больше на 37,653 миллиарда долларов, в то время как рядовые граждане уже пятый год лишь только теряют реальные доходы. Что-то с этим делать нужно. Но возможно ли?

Независимые эксперты скептически отнеслись к предложениям СП.

«Безусловно казна не станет богаче, если поднять налоги на роскошные авто, так как Teslа, Bugatti Veyron и Rolls-Royce являются штучным товаром. И уж точно данная мера никак не будет способствовать выравниванию социального неравенства. К чему привела схема «забрать все у богатых и поделить между бедными», мы видели в советское время. Введение прогрессивной шкалы налогообложения приведет к недовольству и уходу от налогов состоятельными гражданами, которые в условиях постоянной смены правил игры и так не спешат возвращать свои капиталы из иностранных юрисдикций. На мой взгляд, единственный верный путь к сглаживанию социальной несправедливости – это безжалостная борьба с коррупцией и казнокрадством а также развитие экономики, в которой не последнее место будет занимать малый и средний бизнес», – сказал «Гражданским силам.ру» Сергей Дроздов, аналитик ГК «ФИНАМ».

«На мой взгляд, в текущем виде список «роскошных» машин вполне совершенен, в него периодически попадают новые наименования автомобилей, но особенно двигаться тут уже некуда. Налог на роскошь неплохо пополняет бюджет в дополнение к остальному – это вполне вписывается в государственную стратегию «добыть» из карманов россиян максимум возможных средств. Вряд ли этот налог является хорошим средством выравнивания социального неравенства: многие из автомобилей с ценой свыше 3 млн рублей – кредитные, поэтому на счастливого автовладельца, помимо прочего, ложится дополнительное финансовое бремя», – поделилась своим мнением с «Гражданскими силами.ру» старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

Однако попытки оправдать отказ от затеи «резать кур, несущих яйца» в условиях нищающего населения, как известно из истории, тоже ничем хорошим не закончится. В этом контексте, когда 12 млн граждан живут за чертой бедности, даже применяемый ныне налог на дорогие авто является лишь «пустышкой» с точки зрения выравнивания социального неравенства.

«Наверное, если бы налог на роскошь в том формате, в котором он сейчас существует в России, действительно работал, то тогда рекордный по мировым меркам разрыв между бедными и богатыми в нашей стране сокращался. А пока картина представляется противоположной: не случайно российские власти так озадачились вопросом бедности россиян. Как показывает история, подобные ситуации ничем хорошим для власти не заканчиваются. Как говорил в своем время Альберт Эйнштейн, достаточно разумный человек, «самая большая глупость – это делать то же самое и надеяться на другой результат». Наверное, если бы легендарный физик был жив, то, скорее всего, он бы назвал наши действия в сфере налогообложения глупыми, по крайней мере, для большинства граждан России, потому что действующая налоговая политика, очевидно, не выполняет функций, которые должна выполнять. Возникает ощущение, что налоги из важного инструмента развития страны превратились в инструмент ее сдерживания. Это касается и фискальной нагрузки на российский бизнес, и нагрузки на граждан, причем представляется, что и там, и там у российского общества есть совершенно четко сформированное мнение, согласно которому налоговая нагрузка на бизнес должна снижаться, а для граждан необходима прогрессивная шкала налогообложения. В первом случае государство, поднимая НДС, как бы говорит, что лучше знает, куда направить деньги, хотя если смотреть в недавнюю историю, это совершенно не очевидно. А во втором – российские власти ссылаются на сложность администрирования прогрессивного налогообложения и эмоциональную неустойчивость богатых россиян, которые якобы в массовом порядке сбегут из страны. А вместо назревших изменений нам подсовывают пустышки в виде налогов на роскошь, которые видимо на столько, незначительны, что эмоциональный фон от них остается неизменным. Естественно напрашиваются вопросы о том, почему снижение налогов на бизнес и прогрессивная шкала прекрасно работают в наиболее экономически развитых странах, на которые мы ориентируемся, и не может работать у нас? Но, скорее всего, и ответы будут теми же, да и, к тому же, складывается впечатление, что российские власти и не ставят себе целей по изменению ситуации, их видимо все устраивает и так. А как бы было интересно, когда граждане, самостоятельно заполняя и подавая свои налоговые декларации, наконец-то увидели, сколько, они платят государству, и возможно увидев эти цифры, им захотелось бы узнать, куда и как государство тратит эти гигантские суммы. Ну и отдельным шоу стали бы попытки российских налоговых органов взять прогрессивные налоги с наших «сверхбогатых» граждан. Но, к сожалению, мы этого наверное не увидим», – отметил в беседе с «Гражданскими силами.ру» Антон Быков, главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий).

Сергей Путилов

Теги: Счетная палата РФ, налог на роскошь, налоги