«Северный поток-2»: Путин и Меркель — за, Трамп и Порошенко — против
19 мая 2018 11:00:17
Сочинские переговоры канцлера ФРГ Ангелы Меркель с Владимиром Путиным дали очевидный и давно предсказанный аналитиками результат: Москва и Берлин заявили о заинтересованности в реализации проекта «Северный поток-2», и договорились о возможном продолжении транзита части российского газа через Украину при условии, что Киев докажет Москве экономическую целесообразность украинского транзита.
«Россия сохранит транзит газа через Украину после запуска «Северного потока-2» при условии его обоснованности и целесообразности для участников экономической деятельности», — цитирует заявил Владимир Путин на совместной пресс-конференции по итогам встречи с канцлером ФРГ.
Глава государства подчеркнул, что Россия рассматривает СП-2 как экономический, а не политический проект, и в своих решениях руководствуется исключительно финансовыми соображениями.
«Мы всегда выводили это за рамки любых политических проектов, считаем его выгодным, и будем за него бороться», — сказал президент России, заверивший Меркель, что проект «Северный поток -2» остается открытым для участия других стран.
В свою очередь, канцлер ФРГ подчеркнула важность сохранения транзита газа через Украину и заявила, что готова оказать Киеву содействие в этом вопросе, включая поиск инвесторов для модернизации дряхлеющей газотранспортной системы Украины.
Сохранение украинского транзита не случайно стало одной из ключевых тем переговоров Путина и Меркель. Канцлер ФРГ испытывает огромное давление со стороны Вашингтона, выступающего против СП-2, и, очевидно, на недавних переговорах с президентом Трампом ей было поставлено «заведомо невыполнимое», по мнению Белого дома, условие: США могут смягчить свою позицию, если Меркель добьется от Путина гарантий продолжения прокачки газа в Европу через Украину даже после пуска СП-2. При этом в Вашингтоне не перестают повторять, что там не верят в российские гарантии, и продолжают называть «Северный поток-2» «политическим проектом».
Нынешний газовый договор Москвы с Киевом действует до 2019 года включительно, и продлевать его в России явно не собирались. Как выразился зампред правления «Газпрома» Александр Медведев, этого не произойдет «даже при смене Луны и Солнца». Глава «Газпрома» Алексей Миллер также не раз заявлял, что Россия не собирается решать за свой счет экономические проблемы Украины. Очевидно, Путину пришлось «нажать» на газовиков, чтобы те согласились с продолжением транзита газа через Украину. Правда, речь идет всего о 14 миллиардах кубометров газа в год, а весь остальной газ пойдет в Европу по подводной трубе в обход Украины, Белоруссии и Польши. В любом случае, после пуска «Северного потока-2» транзитные доходы Киева резко уменьшатся.
Разумеется, в Вашингтоне выступают против строительства СП-2 вовсе не из-за опасений «усиления зависимости европейских стран от Москвы», и не потому, что в Белом доме озабочены «транзитной» судьбой украинской газотранспортной системы, которая может остаться без российского газа и без 3 миллиардов ежегодных «транзитных» долларов. Главная причина беспокойства США заключается в том, что пуск «Северного потока-2» лишит американские энергетические компании, торгующие сжиженным газом, возможности доминирования на европейском газовом рынке как минимум до 2048 года.
Согласно открытым данным, в 2017 году экспорт российского газа в страны Евросоюза вырос на 8,4 процента и достиг 194,4 млрд кубометров, что повысило долю «Газпрома» на газовом рынке ЕС с 33,1 процента до 34,7 процента.
Ввод в эксплуатацию «Северного потока-2» позволит России ежегодно поставлять в Европу 110 миллиардов кубометров газа, этот объем совокупно дадут действующий с 2012 года СП и новый СП-2. При этом в «Газпроме» уже заявили о готовности направлять газ в Европу по третьей нитке газопровода «Северный поток», которая может быть построена после пуска СП-2.
Иными словами, Россия будет до середины XXI доминировать на европейском энергетическом рынке, где всегда предпочтут дешевый российский «трубный» газ более дорогому американскому СПГ, доставляемому морским путем и требующему создания особой инфраструктуры.
Недавно газета The Wall Street Journal со ссылкой на источник в администрации США сообщила, что Дональд Трамп «настоятельно просил» Меркель отказаться от участия в проекте, пообещав взамен начать обсуждение выгодного ФРГ нового торгового соглашения с ЕС. В противном случае, США пригрозили Европе торговыми ограничениями и санкциями против европейских компаний, участвующими в проекте «Северный поток-2».
Трамп не скрывал, что, если новое соглашение не будет подписано, то уже с 1 июня ЕС столкнется с ограничительными пошлинами США на сталь и алюминий.
Как заявил Владимир Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с Ангелой Меркель, «подобные шаги нацелены на поддержку американского бизнеса, заинтересованного в поставках сжиженного газа из США в Европу».
Однако канцлер ФРГ выстояла против напора Трампа и заявила, что СП-2 – чисто коммерческий и выгодный Германии проект, который будет по-прежнему поддерживаться Берлином. Ангелу Меркель не смогла сбить с толку даже специально посланная в Берлин заместитель директора департамента энергетики Госдепартамента США Сандра Оудкирк,
пригрозившая санкциями за поддержку СП-2, и попытавшаяся напугать немцев тем, что Россия якобы установит на газопроводе разведывательное оборудование.
Напомним, что проект «Северный поток - 2» предполагает строительство двух ниток глубоководного газопровода от побережья России через Балтийское море до Германии, куда «Газпром» сможет ежегодно поставлять до 55 миллиардов кубометров газа. Эта магистраль должна заработать до конца 2019 года. Рядом работает первая «нитка» «Северного потока», и общий объем ежегодных поставок газа в Германию превысит 100 миллиардов кубометров, что сделает Германию главным газовым хабом Старого Света.
Впрочем, и сегодня ФРГ остается крупнейшим покупателем российского газа. Согласно открытым данным Федеральной таможенной службы России, в прошлом году немцы купили у «Газпрома» 52,2 млрд кубометров газа на 10,015 млрд долларов. Учитывая растущие энергетические потребности немецкой экономики, Берлин готов закупать у России как минимум в два раза больше газа.
Выгоды Германии и ее европейских партнеров становятся очевидными и потому, что в число пяти акционеров СП-2 входят две немецкие компании, Wintershall и PEGI/E.ON, имеющие по 15,5 процентов акций, и работающие на проекте вместе с голландской N.V. Nederlandse Gasunie, французской Engie (по 9 процентов акций) и российским «Газпромом» (51 процент). Кроме того, «немцы» Wintershall и Uniper вместе с французской ENGIE, австрийской OMV и голландско-британской Royal Dutch Shell в апреле прошлого года подписали соглашение о финансировании 50 процентов проекта «Северный поток-2» (вклад каждой компании составит 950 миллионов евро – ред.), и тогда общая сумма финансирования достигнет 4,75 млрд евро, и еще 50 процентов вложит «Газпром», что обеспечит полноценное финансирование проекта.
Германия и Финляндия уже дали разрешение на строительство газопровода в своих территориальных водах, обещают дать такие разрешения и Швеция с Данией. Но даже в случае отказа, например, Дании, у «Газпрома» есть просчитанный вариант строительства «трубы» в обход датских территориальных вод.
Как бы то ни было, но в начале мая немцы приступили к строительству инфраструктуры для СП-2: в городе Лубмин, где располагается наземный стыковочный пункт будущего газопровода, начали готовить строительную площадку в 6 гектаров. Там уже выкапывают котлован и закладывают фундамент для газовой приемной станции и здания технического обслуживания. По словам представителя полностью подконтрольной «Газпрому» компании Nord Stream 2, работы ведутся по графику. Это означает, что сейчас, когда немцы уже начали работать над проектом «на земле», рисков срыва строительства «Северного потока-2» стало куда меньше. Это означает и другое: в Вашингтоне и Киеве уже смирились с невозможностью остановить эту стройку, и теперь пытаются получить от складывающейся не в их пользу ситуации хотя бы минимальные «бонусы».
Петр Сергеев