Тегеран стремительно сократил экспорт нефти: Сможет ли Россия заработать на антииранских санкциях США?

Фото из открытых источников

29 августа 2018 19:02:49

16647

Иран по мере приближения сроков введения санкций США сокращает поставки нефти на мировой рынок более быстрыми темпами, чем ожидалось.

Об этом сообщает The Wall Street Journal. По данным источников издания, в сентябре экспорт может снизиться на треть по сравнению с июнем.

«Гражданские силы.ру» спросили экспертов, как это отразится на нефтяных котировках и российской экономике, есть ли повод для оптимизма? Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина признала, что даже при ценах 100 долларов за баррель ВВП не будет расти быстрее, чем на 2%, поскольку предыдущая экономическая модель себя исчерпала. 

Официальные лица в государственной National Iranian Oil Co. предварительно оценивают, что поставки снизятся до примерно 1,5 млн баррелей в сутки в сентябре против 2,3 млн в июне, свидетельствуют эти данные. Аналитик Сара Вакшоури, ранее работавшая в National Iranian Oil Co., ожидает затем падения экспорта нефти из Ирана до 800 тыс. баррелей в сутки в ноябре, что будет в 2 раза ниже уровня текущего месяца. В апреле, до объявления Вашингтона о выходе из ядерной сделки с Ираном, поставки страны составляли 2,68 млн баррелей в сутки, в августе они оцениваются на уровне 1,66 млн. Снижение экспорта Исламской Республики во многом объясняется нежеланием транспортных компаний поставлять иранскую нефть. Вашингтон намерен свести к минимуму торговлю иранским «черным золотом» к 4 ноября, когда санкции вступят в полную силу. Любая компания, ведущая дела с Ираном, рискует столкнуться с дискриминационными мерами со стороны США. Выйдя из ядерной сделки с Тегераном от 2015 года, Белый дом заявил, что в августе и ноябре США в два этапа реанимируют санкции против Ирана.

«Сокращение экспорта нефти Ираном очевидным образом поддерживает нефтяные котировки на высоком уровне. Из-за проблем Ирана и Венесуэлы сокращение предложения на рынке оказывается выше, чем рассчитывал ОПЕК и прочие участники соглашения об ограничении нефтедобычи. Быстро восстановить объемы добычи не получается, так как у большинства участников для этого просто нет технической возможности», – сказал «Гражданским силам.ру»  эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.

Как это отразится на России?

По мнению аналитика, уровень нефтяных цен перестал быть главным фактором, определяющим курс рубля, по крайней мере на время. Покуда расширяются санкции, и из-за них с российского финансового рынка продолжается отток иностранных инвесторов, рубль продолжает слабеть, практически не реагируя на высокую нефть. И пока этот процесс не завершился, дорогая нефть слабо поддерживает рубль. Дешевый рубль с точки зрения правительства выгоден для экспортно ориентированных отраслей – нефтегазовой, горно-металлургической, химической. Из-за относительно высоких цен на продукцию и низкого рубля их выручка растет высокими темпами несмотря ни низкие темпы роста производства. Себестоимость, преимущественно рублевая, при этом растет гораздо медленнее, обеспечивая компаниям этих секторов прирост прибыли. «В сложившихся условиях уверенно должны чувствовать себя отрасли, обеспечивающие импортозамещение на базе отечественного сырья – сельское хозяйство, производство пищевых продуктов и т.п. Но промышленным предприятиям, в значительной степени зависящим от импорта оборудования, сырья и комплектующих, ситуация со слабым рублем создает проблемы», – резюмирует Алексей Калачев.

«Торговый и политический конфликт США с Ираном уже несколько месяцев как перерос двусторонний формат. Нападки на страну, как и ее торговых партнеров, особенно в области основного на сегодня вида экспорта – углеводородов, привели к тому, что логистика продаж к основным потребителям стала слишком дорогой, поэтому Иран стал сокращать поставки ранее указанных США сроков. Можно отметить, что такое развитие событий было уже заложено в повышение цен на нефть еще в августе, и продолжение увеличения спроса на «черное золото» в сентябре уже не так повлияет на котировки, как месяцем ранее. Изменение цен на 1-1,5 доллара за баррель – это максимальный уровень подъема цен в сентябре, поэтому влияние этого роста на отечественную валюту будет незаметным. ЦБ жестко отсекает любые попытки рубля укрепиться, и незначительные попытки роста цен на нефть будут использованы в наполнении бюджета напрямую, но рыночные цены продолжать оставаться в заданном им диапазоне», – отметил в беседе с корреспондентом издания аналитик ООО «Консультационного центра «Эшфорд» Роберт Алоян. 

Эксперты отмечают, что заработать на процессе повышения нефтяных котировок едва ли получится, в том числе потому что в подорожании «черного золота» не заинтересована администрация Дональда Трампа.

«Восстановление американских санкций в отношении Ирана не поможет российской экономике. Всерьез рассчитывать на то, что желание США максимально сократить продажу иранской нефти окажет заметное воздействие на российскую экономику как минимум наивно, а как максимум может привести к серьезным финансовым просчетам из-за неоправданно-оптимистичных прогнозов. Причин такого пессимизма несколько. Первая из них внутренняя – моральное устаревание экспортно-сырьевой экономической модели. Подобная система уже не дает достаточных темпов экономического роста, чтобы хотя бы соответствовать общемировому показателю в 3,9%. Достаточно вспомнить, что в 2017 году цены на нефть выросли более чем на 20%, а российская экономика всего на 1,5%. Надо учесть, что это рост с низкой базы. Если исходить из подобных пропорций, то для того чтобы экономика России выросла на 3,9% в 2018 году, нужен рост цены на нефть до $110-120 за баррель. Даже если бы подобные простые соотношения работали, вряд ли в текущей ситуации Иран может стать причиной такого роста нефтяных цен. Вторая причина носит внешний характер. Для американской экономики крайне невыгодны текущие высокие цены на нефть и уж тем более, если они вырастут еще сильнее», – сказал «Гражданским силам.ру» главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков.

Как пояснил эксперт, в США начинает развиваться конфликт между американским президентом и Федеральной резервной системой. Суть конфликта в том, что Дональд Трамп не согласен с проводимой регулятором политикой повышения процентной ставки из-за растущей в США инфляции. Повышение ставки ведет к удорожанию стоимости использования денег и замедлению экономики, что для Трампа совершенно неприемлемо, так как его политическая судьба очень тесно связанна с успехами в экономике, а рост цен на нефть автоматически приводит к росту инфляции. «Поэтому американский президент сделает все, для того чтобы не допустить роста нефтяных котировок и, если потребуется, американцы готовы продавать нефть из стратегического резерва, и даже вводить санкции против своих партнеров на Ближнем Востоке (ОПЕК), если те не будут наращивать добычу для балансировки цен. Для этого американскими сенаторами уже разработан законопроект, который так и называется «Нет картелям добытчиков и экспортеров нефти», – заключил Антон Быков.

Сергей Путилов
Теги: Нефть, Иран, Тегеран, санкции