Владимир Мау: «Программа восстановления экономики будет неэффективна без структурных преобразований»
20 июня 2020 12:12:06
Правительственный план восстановления экономики РФ после «коронакризиса» будет иметь смысл, если не просто реанимировать экономику до докризисного уровня, но параллельно вести структурные реформы, уверен ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Владимир Мау
Об этом сообщает ТАСС.
Напомним, в пятницу проект плана восстановления экономики РФ после его доработки был направлен на подпись президенту РФ Владимиру Путину. Глава правительства Мишустин 2 июня представил Путину общенациональный план восстановления пораженной коронавирусом экономики, состоящий из более чем 500 пунктов. Президент предложил взять этот документ за основу и доработать, чтобы с начала июля приступить к его осуществлению. Правительство поручило Минэкономразвития до 19 июня доработать документ, что и было сделано. Несмотря на то, что амбициозный проект «поправился» еще более чем на два десятка пунктов, суть его осталась прежней. Как бодро отрапортовала вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова, в социальный блок проекта общенационального плана включено более 20 предложений, большая часть которых ориентирована на социальную поддержку многодетных граждан, закрепление новых форм занятости, своевременное финансирование медучреждений, вплоть до модернизации инфекционной службы. В целом же, широко разрекламированный властями план призван обеспечить даже вопреки трудным экономическим реалиям стабильный рост доходов россиян, снижение безработицы до уровня менее 5%, а рост ВВП уже к концу будущего года вместо провала должен составить 2,5%.
Решать проблемы предложено путем поддержки социально незащищенных слоев населения, временных поблажек для бизнеса и колоссальных инвестиций в инфраструктурные проекты. Но при этом ни слова о смене парадигмы управления хозяйством, налоговых послаблениях для бизнеса, сравнимым с переходом от военного коммунизма к НЭПу, или снижении роли госсектора, достигшего запредельного уровня.
Как полагает Мау, план спасения экономики (которой тот же глава Счетной палаты Алексей Кудрин предрекает 8–10% по итогам этого года) призван решить три основные задачи. Прежде всего, преодолеть последствия пандемии, выступившей «внеэкономическим ограничителем социально-экономической жизни». Во-вторых, меры поддержки со стороны правительства, которые помогут гражданам и бизнесу вернуться к нормальной жизни. Все это, в частности, должно способствовать восстановлению потребительского спроса, как важнейшего локомотива развития. Наконец, по мнению Владимира Мау, требуется проведение структурных реформ, повышающих эффективность экономики и социально-политическую стабильность, для проведения которых кризис вызванный пандемией должен послужить катализатором.
«В этом смысле, кстати, речь должна идти, конечно, не о механическом воспроизводстве докризисной экономики, а об осуществлении структурной модернизации в соответствии с национальными целями», — сказал ректор РАНХиГС в интервью ТАСС.
Можно ли утверждать, что национальный план восстановления экономики позволяет надеяться на структурные реформы, или все останется по-прежнему даже несмотря на триллионные бюджетные траты (более 5 трлн), призванные спасти экономику? Возможны ли вообще в России структурные реформы, или, чтобы не раскачивать лодку, власти предпочитают косметический ремонт сложившейся экономической модели?
«Очень хотелось бы рассчитывать на структурные реформы — если их не провести сейчас, когда пандемия обнажила максимум несовершенств и путей их разрешения, то это не случится, наверное, никогда. Парадокс в том, что действующей власти нужен быстрый и красивый результат выхода из кризиса. Структурные реформы — это процесс долгий, изнурительный и финансово затратный, он быстрых и ярких результатов не дает и потому сейчас никого не устроит. Речь идет, судя по всему, именно о «косметическом» ремонте экономического фасада. Это значит, что как только коронавирусный стресс уляжется, в российской экономике все вернется на свои места», — сказала «Гражданским силам.ру» старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
«Обеспечение темпов роста ВВП в 2,5% к концу 2021 года — не столь масштабная задача, чтобы говорить о существенной смене парадигмы. С одной стороны, мы видим тектонические усилия по ликвидации последствий вспышки коронавируса в нашей экономике. Выделяются беспрецедентно крупные средства для поддержки российского бизнеса, чего до текущих событий мы не наблюдали. Однако данные усилия будут сводиться к восстановлению той же модели, которая была до кризисных явлений с поправкой на действия крупнейших центральных банков мира. ЦБ РФ снизил ключевую ставку до 4,5%, однако на текущий момент это все равно остается достаточно консервативной стратегией. Структурные изменения в экономике могут произойти, если в экономике будут драйверы роста помимо сырьевого сектора, но, учитывая, что мы сейчас выходим на дефицит бюджета по итогам года, вряд ли правительство пойдет на смену парадигмы при достаточно сильной неопределенности развития мировой экономики», — поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.
Сергей Путилов