Дважды герой: Главный винодел «Массандры» спас вино от Красной Армии и фашистов

Фото: © ТАСС/Артем Геодакян

22 июня 2018 16:42:27

6067

Знаменитый производитель крымских вин, предприятие «Массандра» в День памяти и скорби опубликовало архивные фотографии своих сотрудников.

Раритетные фото выложены на странице предприятия в Facebook.

«Друзья, полистаем сегодня архивные фото. Вспомним тех, кто работал в «Массандре» до и после войны. Быть может, на них кто-то узнает своих родных и близких и пополнит коллекцию семейных фото», – говорится в комментарии к фотографиям. Великая отечественная наложила свой драматический отпечаток на историю одного из старейших винных заводов страны, заложенного еще в 1894 году по распоряжению князя Л. С. Голицына. Уникальная, известная во всем мире коллекция массандровских вин, многие из которых до сих пор хранят на себе печати с царскими вензелями, могла погибнуть дважды: сначала при отступлении советских войск из Крыма, а затем, когда с полуострова бежали немецкие оккупанты. В обоих случаях подземные хранилища, насчитывающие сотни тысяч бутылок, подлежали уничтожению. Однако, благодаря смелости и преданности своей профессии Павла Новичкова – специалиста «Массандры» –  раритетную коллекцию удалось спасти. Правда, за свой подвиг он получил «награду» в виде десяти лет сталинских лагерей. После пяти лет отбывания срока, Новичкова реабилитировали. В наши дни стоимость коллекционных вин, спасенных этим человеком, доходит до 20 000 евро на мировых аукционах, в том числе на Sotheby's.

Комментируя фотовыставку, на предприятии отметили, что 22 июня 1941 года является одной из самых печальных дат в истории «Массандры». «Для завода, как для страны, начинались годы настоящих испытаний. Эвакуация из Крыма коллекции, уничтожение больших объемов вина (плоды многолетних трудов несколько дней сливали в море, чтобы они не достались нацистам, отчего вода в голубой бухте обрела зловещую кроваво-бурую окраску), сложные годы послевоенного восстановления», – говорится в сообщении.

Огромная коллекция «Массандры» накануне войны насчитывала около миллиона бутылок уникальных вин. Аналогов в мире такому собранию нет. Когда в августе 1941 года над Крымом нависла реальная угроза немецкой оккупации, был подписан указ о полной эвакуации запасов вина. Однако наступление вермахта было столь стремительным, что удалось вывести лишь незначительную часть. На корабли погрузили около 50 000 бутылок коллекционного вина и 3 000 бочек мадеры, портвейна и муската. Из Ялтинского порта корабли уходили в Анапу и Новороссийск, а уже оттуда вина отправляли на Кавказ, в частности в Тбилиси. Все, что не удалось вывести, было приказано вылить в море, а хранилища взорвать. Местные жители рассказывали, как бирюзовая морская вода от выливаемого прекрасного вина в Ялтинской бухте приобрела красно-бурый цвет. Рабочие ломали бочки ломами и сливали драгоценный напиток в воду. Однако подвалы Массандры опустели не полностью. По причине спешки, в подземных тоннелях сохранились сотни тысяч бутылок Массандры. Тогда советским командованием был отдан приказ взорвать винное святилище, чтобы врагу не досталось ни капли благородного напитка. Однако один из специалистов массандровского завода – Павел Новичков сумел предотвратить эту варварскую акцию. При отступлении наши войска заминировали завод и подземные тоннели. Сотрудники НКВД заложили взрывчатку, опломбировали. Тогда Новичков нашел двух рабочих, и они смогли, пробравшись по канализационным шахтам, перерезать все бикфордовы шнуры. В 1944-м немецкие войска уже отступали, и опять «Массандра» должна была взлететь на воздух. Новичков проделал то же самое, подкупив румынскую охрану ящиком портвейна. Уникальная винотека была спасена.

Во время немецкой оккупации завод продолжил работу, правда, уже под руководством австрийского винодела Гегеля. Были разысканы специалисты «Массандры» и работа завода возобновилась. «Он был поставлен германским командованием и оказался человеком, трепетно относящимся к вину, потому что те люди, которые работали здесь в это время, говорят, что никаких репрессий не было. Гегель сразу отдал указание виноделам, чтобы они не меняли технологии и все делали так, как до войны», – рассказала журналистам начальник отдела реализации коллекционных вин ФГУП «ПАО «Массандра» Елена Батрак.

Уже после войны, в 1951 году, чекисты разыскали Новичкова и обвинили в саботаже, припомнив ему отказ взорвать винохранилище при отступлении советских войск из Крыма. В качестве отягчающего обстоятельства судьи учли и то, что он остался на оккупированной территории – тогда это считалось тяжелой провинностью. Приговор – десять лет лагерей. Впрочем, просидел Новичков в ГУЛАГе меньше положенного срока. Помог случай. Когда председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ворошилов присутствовал на дегустации в «Массандре», то вспоминая свой довоенный визит в это святилище Бахуса, поинтересовался: где ваш знамениты винодел Новичков? Сначала все смутились, а потом поведали, что он тянет срок в лагере. Ворошилов тут же приказал своему адъютанту разобраться в случившемся. Факты, по которым был арестован Новичков, не подтвердились, и его освободили. Было учтено и то, что в годы оккупации он помогал партизанам, снабжая их вином. После освобождения Новичков снова устроился на «Массандру» и работал там еще много лет.

Сергей Путилов
Теги: Массандра, вино, коллекция, винодел