Он пугает, а мне… страшно: о новом фильме Подгаевского «Невеста»
18 января 2017 16:22:25
19 января – премьера. В российских кинотеатрах на экраны выйдет фильм Святослава Подгаевского «Невеста».
Режиссер известен своей работой «Пиковая дама: чёрный обряд», после выхода которой поклонники жанра хоррор внимательно следят за его творчеством и нынешняя премьера должна оправдать их ожидания.
По словам Подгаевского, идея картины зародилась у продюсеров фильма, которых заинтересовали фольклорные источники о свадебных традициях. Действительно, в русском фольклоре сохранились свадебные обряды, корнями уходящие в архаику Богини Матери, временам амазонок и женских богинь. Замужество, прощание с девичеством в фольклоре оплакивается, свадьба здесь как бы «маленькая смерть». Существует древнейший обряд, называемый «похороны кукушки», где куклу по имени «кукушка» хоронят или пускают по течению реки. Типологически с «кукушкой» связаны всевозможные предания о русалках и утопленницах. В общем, материал для работы в жанре ужаса есть. Но Святославу Подгаевскому этот источник в отдельности показался скучным и он решил его смешать с другим направлением – Post-Mortem (посмертная фотография), очень распространенный в 19 веке.
Сейчас нам трудно даже вообразить, что такое могло быть, а между тем, многое, пришедшее к нам из 19 века, родилось и существовало, можно сказать благодаря миру мертвых. Тот же фонограф, радио (Эдисона, Маркони) были изобретены и использовались в начале, как средства для общения с миром мертвых. Никого не удивлял обычай фотографировать мертвых людей. Фотографируя, им старались придать вид живых. Были даже специальные штативы, удерживающие мертвецов в положении стоя. На закрытых веках мертвецам рисовали глаза. А если глаза мертвеца еще не успели помутнеть, то срезали веки и закапывали в глаза особый раствор для блеска глаз. Такая практика была повсеместной, хотя сегодня в это трудно поверить.
Итак, на перекрестке двух этих направлений – архаичных свадебных обрядов и традиции посмертных фотографий, режиссёр Подгаевский и создал сценарий к фильму «Невеста».
Скороговоркой о фильме
После свадьбы главная героиня Настя уговаривает мужа взять её с собой к его родственникам, которые живут в каком-то заброшенном городке. Но вскоре Насте пришлось сожалеть об этом. Семья Ивана хочет провести таинственный свадебный обряд по своим семейным традициям, но Насте тревожно от этого, её начинают пугать ночные кошмары и непонятные предчувствия. Попытка понять что происходит, приводит девушку к страшной находке – шкатулке с фотографиями мертвых людей.
Главную героиню играет Виктория Агалакова. Для нее это первая главная роль. Ее возлюбленного играет Вячеслав Чепурченко, известный после сериала «Измены». В фильме также снимались: Александра Ребенок, Игорь Хрипунов, Лада Чуровская и Виктор Соловьев.
Жанр ужасов (хоррор) в России традиционно любим. Помните, Татьяна из «Евгения Онегина» – «страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей»? Фильм по повести Н.В. Гоголя «Вий» в 60-е годы давал огромные кассовые сборы.
В то же время, множество «ужастиков» про инопланетян, зомби, мутантов, таинственные болезни и т.д. буквально на старте проката проигрывали комедиям, мелодрамам, боевикам. Иногда казалось, что фильмы в жанре хоррор вообще не для нашего зрителя. Но стоило появиться таким работам, как «Господин оформитель», «Прикосновение», как они сразу оказывались в центре внимания, несмотря на маленький бюджет и другие причины. Конечно же, серьезным событием для ценителей хоррор стала «Пиковая дама: черный обряд».
Поэт и философ Евгений Головин подметил как-то, что «хорошая поэзия характерна достоверностью неожиданных подробностей». Очень точная фраза, справедливая не только в отношении поэзии.
Почему, когда смотришь «Невесту» – страшно? Не потому ли, что воображаемое здесь связано с некой реальностью, пусть иной, но реальностью, порой подкрепленную неожиданными подробностями из собственной жизни. Когда зритель понимает и чувствует это, ему по-настоящему страшно, и по-настоящему интересно…
Сергей Коршунов