Аналитик Юшков назвал способы урегулирования цен на бензин в России
20 сентября 2023 17:26:00
Подорожание топлива на внутреннем рынке РФ увеличивает стоимость всех товаров. В то же время регулирование цен на топливо в России – это вопрос отладки механизма, при котором производителям будет выгоднее продавать бензин и дизель внутри страны, нежели отправлять их на экспорт. Об этом изданию «Гражданские силы.ру» рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков
Сегодня на первом в нынешней сессии заседании Госдумы депутаты задали первому заместителю министра энергетики Павлу Сорокину вопрос о том, что ведомство намерено делать для снижения растущих цен на топливо в России.
«На протяжении года цена (на топливо, — прим. авт.) росла. Это же все приведет к росту цен (на продукты и другие товары, — прим. авт.), о чем правильно говорят депутаты», — обратился к замминистра спикер ГД Вячеслав Володин.
На вопросы депутатов Сорокин ответил, что нынешний демпферный механизм, по которому производителям топлива компенсируется разница между его стоимостью на внутреннем рынке и высокой мировой ценой больше не является эффективным. Но и устанавливать высокие экспортные пошлины при этом не стоит, потому что это лишь простимулирует производство полуфабрикатов и темных нефтепродуктов вместо того, чтобы насытить рынок недорогим качественным топливом. При этом стремление российских производителей продавать топливо за рубеж чиновник связал с девальвацией рубля и дефицитом топлива в Европе, которое вызвало его подорожание.
«Мы как ведомство считаем, что надо продолжать донастраивать текущую систему (демпферного механизма, — прим. авт.), чтобы регулировать такие катаклизмы, а не делать шаг назад (то есть вводить повышенную экспортную пошлину, — прим. авт.), — резюмировал Сорокин.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, комментируя ситуацию изданию «Гражданские силы.ру», отметил, что депутаты правы в том, что высокая стоимость бензина и дизеля ведет к росту цен по самому широкому кругу товаров.
«Топливо входит в себестоимость почти всех товаров. Поэтому, если оно дорожает, то и себестоимость этих товаров повышается, как следствие – повышается цена для конечного потребителя. Однако это больше вопрос к Минфину, а не к Минэнерго, потому что нынешняя высокая стоимость топлива напрямую связана с вопросами налогообложения», — отметил аналитик.
Игорь Юшков пояснил, что до введения демпферного механизма применялся налог на добычу полезных ископаемых, который уплачивался с добытых объемов нефти, и экспортная пошлина, которая платилась с объемов, поставляемых за рубеж. Благодаря этому стоимость нефти на внутреннем рынке была для всех одинаковая. При этом было выгодно производить темные нефтепродукты и полуфабрикаты, потому что в таком случае экспортная пошлина была существенно меньше. Об этом и сказал первый замминистра, когда упомянул, что возвращение к высокой экспортной пошлине приведет именно к этому, а не снижению стоимости бензина и дизеля на российских АЗС.
Позже был введен демпферный механизм, по которому производители топлива получают из бюджета возврат части уплаченного НДПИ, если мировые цены на топливном рынке возрастают, и экспорт становится выгоднее, чем продажа внутри страны. При этом экспортная пошлина постепенно снижалась.
«Однако в этом году Министерство финансов приняло решение о сокращении демпферных выплат вдвое с сентября этого года. У Минфина на это есть свои резоны: из-за высокого дефицита бюджета ведомство стремится сократить бюджетные расходы, в том числе и за счет демпфера. Однако это вызвало реакцию со стороны нефтяников – они еще до сокращения выплат по демпферу начали поднимать цены на внутреннем рынке. И сейчас мы видим последствия этого конфликта. Компромисс между властями и нефтяниками до сих пор не достигнут. При этом рост биржевых цен на бензин и дизель в сентябре говорит о том, что в этом месяце производители вообще могут не получить демпферных выплат. Потому что они привязаны к устанавливаемым властями индикативным ценам, которые уже существенно превышены. Но зато нефтяники смогли заработать за счет высоких биржевых цен», — отметил Юшков.
Энергетик добавил, что урегулирование вопроса ценообразования на внутреннем топливном рынке, действительно, лежит в плоскости усовершенствования расчета демпферных выплат. Вполне возможно, формула должна быть привязана к курсу рубля, потому что именно девальвация национальной валюты, по мнению Юшкова, является главной причиной того, что экспортировать бензин и дизель стало выгоднее, чем продавать внутри России.
Как сообщили источники «Интерфакса», в конце прошлой недели на совещании у вице-премьера РФ Александра Новака с представителями нефтяных компаний, Минфин и Минэнерго предложили ввести заградительную пошлину на экспорт из РФ нефтепродуктов в размере $250, но готовы возместить ее тем компаниям, которые обеспечат необходимые поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу. Пошлину в $250/т предлагается ввести как для светлых, так и для темных нефтепродуктов. Если компания выполнит квоты Минэнерго по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу, то уплаченная пошлина им вернется в виде обратного акциза на нефть. Один из источников отметил, что такую высокую пошлину предлагается ввести в качестве меры, препятствующей «серому экспорту».
Ранее СМИ писали о причинах подорожания и дефицита топлива в ряде регионов России.