Более половины россиян увидели угрозу третьей мировой войны из-за Сирии
17 мая 2018 10:35:59
При этом лишь треть российских граждан внимательно следит за сирийскими событиями.
Более 50% россиян видят угрозу начала третьей мировой войны из-за ситуации в Сирии. Об этом свидетельствуют результаты опроса Левада-центра. При этом в стране так и не возникло массовое антивоенное движение, сравнимое по размаху с американским в годы вьетнамской войны.
Опрошенные «Гражданскими силами.ру» эксперты отмечают, что страх перед возможным ядерным конфликтом среди россиян купируется массированной пропагандистской накачкой, обещающей с помощью «сверхоружия» и спецопераций в разных углах планеты победить любого врага, отомстить за развал СССР. С другой стороны, отсутствие широкого пацифистского движения объясняется традиционным инфантилизмом российского общества, когда люди предпочитают делегировать ответственность власти, «которой виднее», как решить любой вопрос, даже если это вопрос жизни и смерти.
Респондентов спросили, опасаются ли они, что нынешнее обострение отношений России с Западом по поводу Сирии может перерасти в третью мировую войну. И как выяснилось, больше половины россиян боятся возможности перерастания войны в Сирии с нашим участием в глобальный конфликт. Но это никак не повлияло на поведение людей, в частности, не вызвало среди россиян желания остановить участие РФ в сирийской бойне хотя бы методом выхода на митинги протеста. Более того, при тотальном страхе перед возможностью третьей мировой лишь немногие проявляют интерес к событиям в Сирии, предпочитая заниматься своими привычными делами – копать огород, ходить на работу, брать кредиты, – интереса не хватает даже на то, чтобы хотя бы следить за происходящим там. Как выяснилось, лишь треть опрошенных (31%) внимательно следит за событиями в этой ближневосточной стране, еще 55% указали, что «немного знают» о происходящем в Сирии, но не следят пристально.
«Подобная ситуация, когда люди боятся за свою жизнь из-за возможной войны, но не готовы идти на митинги, протестовать, чтобы ее предотвратить, вполне характера для так называемых идеократических режимов, где идеология способна подавить даже элементарный инстинкт самосохранения. На это и направлено идеологическое острие таких систем: взять хотя бы Северную Корею или Советский Союз, когда даже угроза ядерного конфликта никак не способствовала проявлению гражданской активности. Так, когда в 1968 году в связи с событиями в Чехословакии значительно выросла угроза войны с НАТО, советские бабушки побежали покупать спички и масло, но на митинги против кремлевской агрессии вышли лишь единицы. С другой стороны, это говорит о том, что идеологические системы, когда они усиленно «вдалбливаются» в головы граждан, способствуют формированию общественного инфантилизма – люди делегируют ответственность верхам. Брежнев или Путин всяко-разно лучше знает, чем мы, им виднее, а мы уж как-нибудь выкрутимся, например, выкопаем бомбоубежище, но ссориться по этому поводу с государством желающих не прибавится. Сочетание страха по поводу войны и покорность правительству, которое ее может спровоцировать – наглядное проявление раздвоенности, шизофреничности общественного сознания, сформировавшегося в России. В то же время, это свидетельствует об эффективности официозной пропаганды», – сказал «Гражданским силам.ру» политолог Дмитрий Орешкин.
Сергей Путилов