Эксперт рассказала о возможных последствиях перепрофилирования больниц под прием больных с COVID-19

Эксперт рассказала о возможных последствиях перепрофилирования больниц под прием больных с COVID-19 Фото из открытых источников

23 октября 2020 15:46:00

1480

Переоборудование специализированных больниц, и, в частности, роддомов, под прием больных с новой коронавирусной инфекцией категорически не нравится многим гражданам

Так, в Тольятти потребовали вернуть роддом городской больницы № 2 им. Баныкина, который перепрофилировали под прием пациентов с новой коронавирусной инфекцией.

Информация об этом на официальном сайте больницы появилась только сегодня, хотя всего несколько дней назад, когда по городу уже распространились слухи о закрытии, на странице учреждения «ВКонтакте» будущих мам зачем-то успокаивали, сообщая, что учреждение работает в полную силу.

В опубликованной на портале общественных инициатив Change.org петиции говорится, что второй роддом находится в другой части города и роженицы могут не успеть доехать. Кроме того, по мнению авторов обращения, один роддом вряд ли сможет полноценно принимать то количество пациенток, которое ранее распределялось между двумя заведениями. 

«Рожать в коридоре и потом там же лежать до выписки — перспектива отвратительная», — пишут люди в комментариях.

Ковидных больных теперь принимает и роддом № 4 в Томске. 

Госпиталь на базе роддома рассчитан на 300 коек, из которых десять — реанимационные. При необходимости реанимационное отделение может быть развёрнуто до 25 коек.

По словам начальника Департамента здравоохранения Томской области Сергея Дмитриева, женская консультация роддома № 4 продолжает работу для амбулаторных пациенток. Для этого предприняты все меры безопасности. Но роды в период работы респираторного госпиталя будут принимать в трех других роддомах города.

Стоит отметить, что из-за перепрофилирования больниц для борьбы с коронавирусом могут страдать пациенты и с другими, в некоторых случаях более тяжелыми заболеваниями. 

Так, жители Петергофа (Ленинградская область) бьют тревогу из-за закрытия отделения гемодиализа Николаевской больницы. Его также перепрофилировали под больных с ковидом. Теперь людям с больными почками, которым не рекомендуется находиться по несколько часов в дороге, приходится ездить в другие районы.

В связи с этим члены Общероссийского народного фронта Санкт-Петербурга даже обратились в профильные ведомства города с просьбой заранее продумывать логистику оказания медпомощи населению в связи с перепрофилированием ряда медучреждений под прием больных коронавирусом.

Как рассказала «Гражданским силам.ру» кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко, граждане, конечно, могут отстаивать свои права в случае их нарушения, в том числе и медицинскими учреждениями, однако вопрос перепрофилирования больниц в период пандемии больше относится к политическому, нежели правовому полю.

«Вопрос о перепрофилировании больниц относится к политическим решениям, больше к текущей целесообразности, нежели нормам права. Если при закрытии больниц еще может идти речь об общественном обсуждении решения с жителями удаленных населенных пунктов, то для принятия решения о временном перепрофилировании таких вопросов вообще не стоит. Нет законодательных требований! Изменение основного профиля, штата и структуры конкретной больницы происходит по решению администрации медицинской организации, исходя из реальной потребности населения в стационарном лечении по каждому из профилей медицинской помощи, с учетом позиции регионального Департамента здравоохранения и наличием «профильных» коек в других ближайших больницах. Они сами изучают, анализируют ситуацию и сами принимают решение», — говорит эксперт. 

По мнению Екатерины Скосаренко, закон формально обязывает администрацию больниц соблюдать право граждан на доступность медпомощи по месту жительства. Но в реальности, когда вопрос стоит о спасении пациентов, нуждающихся в реанимационных мероприятиях из-за коронавируса и поддерживающей жизнь терапии, обычно бывает не до обсуждений. 

«Больницы могут принимать решения, а пациенты различных профилей, например, нуждающиеся в диализе, получается, должны бороться не с профилированием, а с нарушением их прав, если не выполняются сроки ожидания, состав, объем, качество, способ оказания и доступность необходимой им медпомощи по соответствующему заболеванию. Например, обжаловать бездействие и неоказание своевременных медицинских услуг, требовать принять нужные по лечению решения в установленный срок, писать запросы и требования в страховые компании по ОМС. Страховые компании откажут стационару в оплате медуслуги, если она оказана в нарушение сроков или других правил», — продолжает юрист. 

Екатерина Скосаренко напомнила, что Совет по правам человека после обсуждений с Минздравом еще в 2015 году выпустил рекомендации, касающиеся соблюдения прав граждан на охрану здоровья и доступность медпомощи, в которых подчеркнул, что региональным властям и администрациям стационаров «целесообразно воздерживаться от решений о закрытии или перепрофилировании больниц без общественного обсуждения с представителями организаций пациентов, профессиональных союзов работников здравоохранения и иными общественными организациями, а также с медицинской общественностью».

«Но это только рекомендация, которую могут принимать во внимание, а могут и не принимать», — заключила юрист.

Учитывая, что еще до коронавируса в декабре 2019 года тогда еще премьер-министр Дмитрий Медведев весьма негативно оценивал ситуацию в первичном звене здравоохранения. Если в Москве, по его словам, «плюс-минус прилично», то стоит отъехать километров 100-150, то «это уже совсем другая история: здания замызганные, грязные (…) Как сюда можно ходить? (...) Общее состояние этой первичной сети в целом ряде регионов удручающее (…) Нужно строить новые здания или проводить капитальный ремонт, потому что в сарае невозможно лечить людей».

10 октября главный научный сотрудник РАН Сергей Бабурин написал в Facebook 

про смерть своего друга и коллеги в Омске. По его словам, доцент Юридического факультета Омского госуниверситета Рашид Мусаев скончался, так и не дождавшись скорой помощи, которая ехала несколько часов. И это в городе-миллионнике…

Денис Калугин
Теги: COVID-19, коронавирус, больницы