Эксперты прокомментировали инициативу приставов об уведомлении россиян о задолженностях через SMS

Фото: 1tulatv.ru

30 октября 2018 20:20:29

2019

Глава Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов отмечает, что почтовая связь не всегда эффективна для уведомления граждан.

Россияне будут получать уведомления о своих задолженностях в виде сообщений на мобильные телефоны и через портал государственных услуг с 1 января 2020 года.

Об этом рассказал газете «Известия» глава Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Дмитрий Аристов. Предполагается, что нововведение позволит упростить и сделать более оперативной систему обмена информацией и взаимодействия гражданина с судебным приставом. 

Поможет ли это повысить собираемость долгов? Даже оповещение по SMS не поможет людям, которым нечем платить. Россияне за первые шесть месяцев текущего года взяли на покрытие старых долгов рекордный объем потребительских кредитов — 68,3 миллиарда рублей, что превышает результат за аналогичный период прошлого года в 1,7 раза, говорится в исследовании бюро кредитных историй «Эквифакс», имеющемся в распоряжении РИА Новости. Очевидно, что из-за замедления экономического роста и сильной закредитованности населения скоро работы у приставов прибавится.

Помогут ли решить дело SMSки? Об этом «Гражданские силы.ру» спросили экспертов.

«Не думаю, что SMS окажутся более эффективными, чем почтовые извещения. Довольно трудно доказать, что человек это сообщение вообще видел. Да и проблема с должниками не в том, что они о своём долге не знают. Служба судебных приставов вообще имеет мало рычагов воздействия на злостных неплательщиков — их удел собирать платежи с несостоятельных, но законопослушных граждан. При этом сами они не очень заинтересованы в том, чтобы получить с должника причитающееся, в отличие от коллекторов, например», — сказал в интервью «Гражданским силам.ру» директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.

«Вряд ли эффективность SMS-рассылок будет высокой, но некоторая динамика все-таки может проявиться — напоминания о задолженности в ряде случаев подтолкнут должника к погашению долгов. Это не касается случаев, когда человеку банально нечем платить. Сейчас речь идет о том, чем именно целесообразно заменить почтовую рассылку, которая становится все менее эффективной. В таком свете SMS-сообщения будут удобнее и информативнее», — отметила в беседе в корреспондентом издания аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.

Другие эксперты, впрочем, разделяют надежду чиновников на SMS-рассылки. 

«Получение SMS (если телефон указан верно) и уведомлений о задолженности — это достаточно действенная мера, если будут приходить и SMS с последствиями из-за невыплаты. К сожалению, Почта России не может выполнить свои функции, если человек переехал, а институт прописки по большому счету исчез. Те, кто взял кредит, имеют средства связи и SMS будет отличным напоминанием. Если же исполнить обязательства человек не может, то ему открыта дорога к банкротству и закрытию вопросов с долгами. К тому же, часть граждан просто не знает, что у них есть долги, а часть получает долг и на свою компанию и на себя (одну и ту же задолженность приставы объявляют дважды). Оперативный контроль задолженности позволяет честным гражданам спокойно выполнять свои обязанности и не получать проблемы, к примеру, за границей или при взятии нового кредита. К сожалению, более 68 млрд рублей составляют кредиты, которые были взяты на обеспечение прошлых долгов, а многие граждане по разным причинам теперь не могут их обслуживать, но их процент не так велик, как говорят — менее 10%. Обслуживать часть обязательств просто некому, а часть — люди слабограмотные и не оценивают последствия. И новые каналы оповещения позволяют отделить «злостных» должников от обычных. Такой подход позволит снизить нагрузку на приставов и уменьшит социальную напряженность от действий коллекторов, которые постепенно ограничиваются до уровня обычных сотрудников банковских структур», — сказала «Гражданским силам.ру» ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс» Мария Сальникова.

Введение нового режима оповещения — однозначный позитив для граждан. В большинстве случаев россияне из-за слишком долгого срока доставки бумажных оповещений узнают о своих задолженностях не только после судебного решения, но и после истечения срока обжалования этого решения. В случае, если оповещение будет осуществляться по SMS, и что не менее важно, по актуальному номеру мобильного телефона, у граждан появится возможность быстро реагировать на действия кредитора и самой службы судебных приставов. Стоит также отметить, что уже сейчас люди могут использовать электронные сервисы, в том Госуслуги, для получения информации о своей задолженности. Другое дело, что эти сервисы не всегда адекватно взаимодействуют с базами данных самой ФССП. Вероятно, и сама служба судебных приставов заинтересована в повышении показателей собираемости долгов при ограниченном штате. Своевременное информирование граждан о наличии задолженности может побудить должников разобраться с ней.

Но может ли эта инновация хоть как-то решить нарастающую как снежный ком проблему долгов россиян?

«Не уверен, что это существенно поможет в решении проблемы собираемости долгов у принципиальных должников, так как в их основе лежат другие факторы, но точно подравняет шансы коммерческих организаций и обычных граждан. Особенно важно это будет при следующем витке трудностей российской экономики, как раз в 2019-2020 годах, когда и начнет проявляться обратная сторона кредитного бума 2017-2018 годов. Федеральной службе судебных приставов и судам уже сейчас стоит задуматься над увеличением производительности труда или расширением штата. Если они не справляются сейчас, то уж в будущем, учитывая, прогнозы российских министерств по очень скромному росту доходов россиян и крайне вероятному росту банковских ставок, у них может наступить настоящий паралич»,  — сказал «Гражданским силам.ру» главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков.

Сергей Путилов

Теги: ФСПП, Федеральная служба судебный приставов, задолженность, SMS