Как чувствует себя японская экономика на фоне угрозы глобальной рецессии
31 мая 2023 10:15:00
Накануне президент США Джо Байден и председатель нижней палаты Конгресса, республиканец Кевин Маккарти достигли соглашения о потолке госдолга, приостановив действие лимита до 1 января 2025 года
Это политическое решение позволяет избежать дефолта, который при отсутствии данной меры мог наступить в США уже в июне. Даже несмотря на его технический характер, возможный дефолт по американским долговым обязательствам мог привести к тяжелейшим последствиям для мировой экономики. Впрочем, экономист Михаил Беляев напомнил что угроза дефолта носила преимущественно политический характер, и его предотвращение было ожидаемым. Ведь даже будучи политическими противниками, демократы и республиканцы не могли допустить столь катастрофического исхода своих разногласий.
Таким образом, одной опасностью для глобальной экономики стало меньше. Но это не значит, что ситуация в целом выправилась, и мирового финансового кризиса ожидать больше не стоит. В конце прошлого года замдиректора по экономике ИМЭМО РАН Владимир Миловидов называл главными рисками 2023 года как раз глобальную рецессию и замедление экономики Китая. Экономист Андрей Мовчан объяснял, почему рецессия в развитых странах, включая США, Евросоюз и Великобританию, практически неизбежна. Дело в том, что 2022 год для мировой экономики выдался сложным и непредсказуемым. Многие страны только-только вышли из ковидного периода и начали полноценное восстановление, как новые риски преподнёс конфликт в Украине. В частности, прошлый год характеризовался продовольственным и энергетическим кризисами, в ходе которых выросли цены на многие товары, так или иначе зависящие от ископаемого топлива.
Дальше вступил в действие типичный алгоритм, приводящий к рецессии: реагируя на разогнавшуюся инфляцию, финансовые регуляторы начали повышать ключевую ставку и тем самым снижать экономическую активность. Многие уязвимые заёмщики оказались под угрозой дефолта или реструктуризации долгов, а более стабильный бизнес в таких условиях поостережётся брать кредиты на развитие, предпочитая какое-то время существовать на уже достигнутом уровне. Мовчан полагает, что ко второй половине 2023 года инфляцию удастся вернуть в приемлемые рамки, после чего монетарную политику можно будет смягчать и осторожно стимулировать экономический рост. Но в целом мировой ВВП из-за замедления экономик Китая и развитых западных стран вряд ли вырастет больше, чем на 1,5%.
Для России также важно следить за состоянием глобальной экономики, ведь, несмотря на разрыв финансовых и торговых связей с Западом, РФ не исключена из мировых процессов полностью, и глобальная рецессия вполне может отразиться на социально-экономических показателях внутри страны. Экономист Георгий Остапкович напоминает, что около 80% российского экспорта приходится на сырьевые товары. А рецессия обычно характеризуется снижением потребления сырья и падением мировых цен. Это касается не только нефтегазовых ресурсов, но и угля, металлов, удобрений и другой продукции. При снижении мировых цен на эти товары упадёт и экспортная выручка российских предприятий, что окажет негативное влияние уже на граждан России, работающих в этих отраслях. Поэтому нельзя сказать, что состояние глобальной экономики для РФ безразлично, и нельзя не поприветствовать некоторые позитивные тенденции, которые наметились в последнее время.
Так, своего рода островком оптимизма в бескрайнем море неопределённости остаётся Япония. Управляющий Банка Японии Кадзуо Уэда, выступая в национальном парламенте, сообщил, что регулятор продолжит реализовывать сверхмягкую денежно-кредитную политику и ожидает, что инфляция даже в таком случае через некоторое время вернётся к целевому показателю в 2%. Ранее половина экспертов, опрошенных агентством Reuters, ожидали, что Банк Японии вынужден будет ужесточать свою политику уже в текущем году под давлением растущей инфляции и слабеющей национальной валюты. Однако, судя по всему, финансовые власти Страны восходящего солнца оценили общую ситуацию более оптимистично. Корректировки в сторону повышения ставок всё ещё могут произойти, но пока стоит признать, что новости из Токио поступают обнадёживающие.
Япония ещё со времён ковидного кризиса демонстрировала завидную устойчивость. Обозреватель Василий Головнин отмечал, что в III квартале 2020 года, когда миновали первая и вторая волны коронавируса, японский ВВП вырос сразу на 21% в годовом выражении. С учётом предыдущего глубокого спада цифры выглядели уже не столь впечатляюще, и министр по восстановлению экономики Ясутоси Нисимура сетовал, что оживление деловой активности происходит слишком медленно. Однако нацеленность на восстановление уже тогда была очевидной. Темпы восстановления японской экономики на тот момент отставали от Китая или США, однако впоследствии оказалось, что продуманная стратегия по плавному выходу из кризиса, поддержанная гражданами и бизнесом, возможно, оказалась выигрышной. Ведь тот же Китай позднее ещё несколько раз уходил в локдауны из-за новых вспышек коронавируса, а в США с ужасом наблюдали за растущими цифрами умерших от COVID-19, поскольку не была выработана единая эффективная политика сдерживания пандемии.
Между тем, Япония избежала высокой смертности от коронавируса, и в конечном итоге вышла из кризиса хотя и чуть медленнее, чем ожидалось изначально, но зато с меньшими потерями. По итогам II квартала 2021 года BBC со ссылкой на официальную финансовую статистику констатировала, что японская экономика выросла вдвое выше прогнозов и тем самым удивила многих аналитиков. Рост мог бы быть ещё более существенным, однако правительство продолжало сохранять некоторые эпидемиологические ограничения и ужесточать их при новых вспышках заражений, объясняя это заботой о здоровье и жизнях японцев.
Как свидетельствует доклад ООН об экономической ситуации в мире, Япония в 2023 году может войти в число наиболее успешных экономик среди развитых стран. Пока США и Евросоюз балансируют на грани рецессии, рост японского ВВП в 2023 году ожидается на уровне 1,5%. В абсолютных цифрах это не очень много, но, как известно, всё познаётся в сравнении. Так, по самым оптимистичным прогнозам ВВП Германии может вырасти на 0,2%, но даже такой скромный результат ещё не гарантирован и будет зависеть от многих факторов, в том числе от ситуации на топливном рынке. В США, по мнению специалистов Всемирного банка, ВВП вырастет на 0,5%, что впятеро ниже предыдущих прогнозов. На таком фоне японские показатели нельзя не признать успешными.
Глава экспертного института Council of Foreign Relations Ричард Хаас отмечает, что экономические успехи Японии станут одним из факторов повышения её геополитического влияния наряду с ростом расходов на оборону и укреплением сотрудничества с партнёрами по G7. С одной стороны, России в данном случае есть, чего опасаться, ведь Япония является главным региональным соперником российского стратегического партнёра – Китая, а у самой РФ есть нерешённые территориальные споры с Японией по поводу Курильских островов. Но если смотреть с чисто прагматической точки зрения, как уже говорилось выше, для России в целом выгоден рост глобальной экономики. А успехи третьей экономики мира, коей является Япония, могут этому очень поспособствовать. Кроме того, Япония не обладает собственными нефтегазовыми ресурсами, и при ускорении темпов экономического роста, очевидно, повысит импорт углеводородов. Как показал прошлый год, предложение нефти и газа на мировом рынке конечно, и если спрос увеличивается в одном месте, другим потребителям, особенно отказавшимся от российских энергоносителей, может грозить временный дефицит. Япония в этом смысле не является исключением. Даже при том, что из-за санкций и собственной политической позиции Токио не станет наращивать закупки энергоресурсов непосредственно у России, японские запросы вырастут для других поставщиков, а РФ сможет перераспределить свои поставки в третьи страны, занимая освободившуюся там нишу. Таким образом, успех японской экономики – благо для всех, даже если на первый взгляд кажется иначе.
Алексей Черников