Как власти собираются повышать доверие к онлайн-голосованию в преддверии президентских выборов и удастся ли это сделать

Как власти собираются повышать доверие к онлайн-голосованию в преддверии президентских выборов и удастся ли это сделать Фото © «Гражданские силы.ру»

04 июля 2023 13:19:00

879

В России вскоре будет представлен золотой стандарт наблюдения за дистанционным электронным голосованием, который сейчас разрабатывается Общественной палатой РФ

Как сообщил член СПЧ, председатель ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Александр Брод, в этом проекте учитываются в том числе рекомендации НОМ. Брод пояснил, что география онлайн-голосования постепенно расширяется, поэтому важно наладить эффективную систему общественного наблюдения за процессом. В частности, в ходе выборов 2023 года ДЭГ будет применяться в 25 регионах, и Центризбирком ожидает, что данной формой волеизъявления воспользуются до 21 млн граждан. Среди других мер НОМ предлагает регионам отправлять общественных наблюдателей в избирком ДЭГ, а в общественных штабах в субъектах федерации оборудовать специальные автоматизированные рабочие места для наблюдателей за онлайн-голосованием. Также рекомендуется допускать независимых наблюдателей к процессу разделения ключа шифрования данных ДЭГ, использовать веб-портал для наблюдения и отслеживать этапы прохождения электронных бюллетеней.

Как именно будет выглядеть золотой стандарт наблюдения и насколько успешно он будет применяться, будет ясно позднее, однако заметно стремление властей повысить привлекательность данного формата выборов и доверия к ним граждан.

Политолог Александр Асафов отмечал, что о преимущественно позитивном отношении общества к ДЭГ свидетельствует большое число заявок на участие в электронном голосовании в 2023 году, поданное регионами. По словам эксперта, региональные власти подают заявки, когда видят соответствующий запрос со стороны населения на данную удобную и безопасную форму волеизъявления. При этом ЦИК демонстрирует подчёркнутую осторожность в вопросе допуска регионов к новым избирательным технологиям. Все 25 субъектов РФ, подавших заявки на ДЭГ в этом году, получили одобрение Центризбиркома, однако очередного расширения географии онлайн-голосования к президентским выборам в марте 2024 года ждать уже не стоит. Как пояснила глава ЦИК Элла Памфилова, необходимо убедиться в качестве подготовки и проведения электронных выборов, поэтому те регионы, которые до президентских выборов не успели получить опыт проведения ДЭГ, не смогут провести онлайн-голосование и в этот раз. Зампред ТИК ДЭГ на прошлых выборах Олег Артамонов назвал две основные причины такого решения Центризбиркома. Во-первых, «от «Ростелекома» требуются большие усилия по распределению мощностей имеющихся дата-центров, чтобы в первый день система успешно справлялась с нагрузкой». Во-вторых, пока не решена проблема делегирования полномочий от единого федерального ТИК ДЭГ в регионы, а чрезмерная централизация при подключении к системе всех субъектов создаст большие организационные сложности. Поэтому на президентской кампании, видимо, обойдутся без новичков.

К слову, именно предстоящими выборами главы государства, вероятно, и обусловлено повышенное внимание к развитию онлайн-голосования и устранению пробелов в этой системе. IT-составляющая президентской кампании в принципе требует от профильных органов решения масштабных задач. Так, в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным Памфилова пообещала, что к выборам 2024 года будет готова собственная, автономная от глобального интернета цифровая система «Выборы», основанная на отечественном ПО и оборудовании. Ситуация в этой сфере, вероятно, осложняется санкционными мерами в высокотехнологичных отраслях, введёнными странами Запада против России, и в целом сложной внешнеполитической обстановкой, порождающей риски кибератак на избирательную систему.

Возможно, в том числе эти факторы замедлили внедрение ДЭГ по всей стране. Ведь изначально власти рассчитывали пойти более быстрыми темпами. Тот факт, что электронное голосование будет применяться на президентских выборах, стал очевиден сразу после выборов в Госдуму в 2021 году. Тогда оппозиция обвинила организаторов ДЭГ в фальсификациях и выступила за отмену как самого ДЭГ, так и результатов парламентских выборов, в частности, в Москве. Власти в свою очередь признали опыт успешным, планировали к президентским выборам покрыть электронным голосованием от 80 до 100 процентов регионов. Но скорее всего, проголосовать за российского лидера через интернет смогут в трети субъектов. Политолог Дмитрий Еловский объяснял, что ДЭГ позволяет обеспечить более высокую явку с меньшими трудозатратами и отказаться от громоздких партийно-агитационных структур в пользу информационной работы в сети. Он пояснил, что вопрос доверия к ДЭГ напрямую связан с отношением к власти. Если человек доверяет государственным институтам и верит, что они действуют в его интересах, он будет доверять и ДЭГ. А убеждённых оппозиционеров в чистоте новой системы вряд ли удастся убедить в любом случае.

В целом перед сторонниками продвижения ДЭГ стоят две основные проблемы – техническая и политическая. Первая заключается в обеспечении максимальной защищённости системы от несанкционированного вмешательства. Гендиректор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин подтверждает, что будущее за электронным голосованием, однако напоминает и о рисках безопасности. Технология блокчейна, по словам специалиста, эффективно уберегает от подмены голоса, который уже загружен в систему. Однако вмешательство может произойти на более раннем этапе. Практически любое устройство, которое используется для онлайн-голосования, имеет свои уязвимости, которые могут позволить злоумышленникам проголосовать за реального избирателя. Для противодействия таким угрозам необходимы надёжные сертификаты безопасности. Поскольку речь идёт о большой политике, об участии гражданина в управлении государством, уровень безопасности системы должен быть максимальным. Именно это сдерживает внедрение ДЭГ по всему миру. Фактически полноценная система электронного голосования существует лишь в небольшой Эстонии, ставшей пионером в данном процессе. В остальных государствах всё остаётся на уровне экспериментов, и такой сравнительно скудный международный опыт является одним из аргументов противников электронного голосования в России.

Эксперт по кибербезопасности Алексей Лукацкий отмечал, что нет никакой возможности проверить подлинность тех исходных кодов, которые публиковались в открытом доступе. Посторонний человек не сможет узнать, реально ли в системе ДЭГ используется тот код, который независимые специалисты проверяли на наличие уязвимостей.

Не до конца решены не только технические вопросы, но и проблема политической поляризации по данной теме. Это лишний раз продемонстрировала недавняя бурная дискуссия в Мосгордуме, где, по словам оппозиционных депутатов, их оппоненты из «Единой России» фактически не дали свободно высказать альтернативные мнения по поводу грядущего создания электронных списков избирателей. Комментируя суть дела, депутат МГД от «Яблока» Сергей Митрохин заявил, что электронные списки открывают огромный простор для манипуляций. Депутат Госдумы от «Единой России» Артём Кирьянов возразил, что система ДЭГ уже доказала свою надёжность и удобство для избирателей, однако признал, что всё новое на первом этапе порождает определённое недоверие.

Политический консультант Александр Назаров указывает, что сторонники и противники ДЭГ словно не слышат друг друга и приводят несвязанные друг с другом аргументы. Первые акцентируют внимание на современности технологий и удобстве для избирателей, а вторые пытаются выяснить, как можно удостовериться в честности и легитимности электронного процесса. В итоге политическое сообщество только больше атомизируется. Не исключено, что предстоящий единый день голосований не обойдётся без новых вспышек острой полемики и судебных разбирательств вокруг итогов ДЭГ. Однако, как ранее отмечал замгендиректора Postgres Professional Иван Панченко, переход на электронное голосование стоит признать неизбежным, но для его легитимизации предстоит приложить немалые усилия. Эксперт уверен, что существуют все технические возможности для повышения надёжности системы и доверия к ней граждан. И организаторы процесса должны будут их использовать.

По всей видимости, впереди нас ждёт ещё много процедурных и технических нововведений в системе ДЭГ, оппозиция и независимые эксперты продолжат искать в ней слабые места, и постепенно из неоднозначного, а для кого-то и подозрительного эксперимента ДЭГ превратится в небезупречную, но привычную политическую реальность.

Алексей Черников
Теги: ДЭГ, выборы, онлайн