Каким станет Северный Кавказ к 2030 году

Каким станет Северный Кавказ к 2030 году pixabay

05 мая 2022 16:04:00

2091

Председатель правительства Михаил Мишустин утвердил стратегию социально-экономического развития Северного Кавказа до 2030 года

Приоритетами стратегии стали обновление туристической инфраструктуры и реализация крупных промышленных инвестпроектов. Особое внимание в программе уделяется строительству школ, детских садов и автомагистралей на территории СКФО. Кроме этого, в стратегии обозначены задачи по развитию системы оказания первичной медико-санитарной помощи, детского здравоохранения, высокотехнологичной медицины и решение проблем с жильём.

Локомотивом экономического развития выбран не туризм, а агропромышленный комплекс. В стратегии говорится, что аграриям предложат готовые модели развития, включающие не только современные технологии, но и меры господдержки. В первую очередь это касается малых и средних ферм, число которых в регионе, за исключением Ставрополья, преобладает над крупными хозяйствами. В регионе к 2030 году планируется вывести на новый уровень садоводство, животноводство и рыбное хозяйство.

Среди крупных промышленных инвестпроектов в стратегии рассматривается строительство горно-обогатительного комбината в Карачаево-Черкесии и возобновление работы Тырныаузского горно-обогатительного комбината в Кабардино-Балкарии, где добывали и обогащали вольфрамо-молибденовые руды.

Развитие округа, согласно утверждённой стратегии, ускорит строительство автодороги, соединяющей северокавказские курорты с черноморским побережьем. Кроме этого, запланирована реконструкция воздушных гаваней в Грозном, Махачкале, Нальчике и Беслане. В части развития туризма стратегия предполагает, что основными турнаправлениями в СКФО останутся Кавказские Минеральные Воды, а также горнолыжные курорты в КБР, КЧР, Чечне и Северной Осетии. Дополнит региональный туркластер центр культурно-познавательного туризма в Дербенте.

Новую стратегию утвердили с учётом «экономической ситуации, сложившейся в условиях внешнего санкционного давления» взамен аналогичного документа, определявшего развитие СКФО до 2025 года.

Комментируя утверждение новой программы, вице-премьер Александр Новак, курирующий в правительстве СКФО, отметил, что регионы Северного Кавказа обладают значительным потенциалом для развития в различных секторах экономики, и важно максимально эффективно использовать появляющиеся возможности.

О том, что ранее принятая программа развития СКФО не принесла ощутимых результатов, Мишустин заявил летом 2021 года. Тогда же глава правительства указал на все те проблемы, которые нашли отражение в новой стратегии развития макрорегиона.

По словам дагестанского журналиста, специалиста по Северному Кавказу Касума Касумова, СКФО — глубоко дотационная территория.

«Насколько я помню, Мишустин в июне прошлого года на совещании с членами правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа привёл пример, что СКФО — единственный округ, где вложенный рубль бюджетных средств приносит 50 копеек частных инвестиций. Не случайно предыдущую программу развития округа признали провальной», — говорит собеседник издания.

Принятую сначала в 2010 году, затем изменённую в 2020 году стратегию развития региона до 2025 года не удалось реализовать по ряду причин, причём одной из главных, как считает эксперт по Северному Кавказу Константин Казенин, стала организация так называемых «институтов развития», которыми стали «Корпорация развития Северного Кавказа» и «Курорты Северного Кавказа», развитием особо не занимавшиеся.

К примеру, в 2013 году глава совета директоров «Курортов Северного Кавказа» Ахмед Билалов стал фигурантом дела о злоупотреблении полномочиями. Прокуратура посчитала, что расходы госкорпорации на управленческую деятельность в 1,3 раза превысили расходы на его инвестиционную деятельность.

«Северный Кавказ — вообще сложный регион, здесь во все времена были тесно переплетены родственно-чиновничьи связи. Дело Арашуковых — наглядный тому пример. Просто оно стало громким, а сколько таких, о которых мы не знаем?» — говорит краевед, историк юга России Александр Водолацкий.

Он также напомнил, что предыдущая стратегия развития СКФО провалилась в бытность полпредом президента в округе Александра Хлопонина. Не всё получилось и у сменившего его генерал-полковника Сергея Меликова, который позже возглавил Дагестан. В итоге в Пятигорск на должность полпреда президента в СКФО был делегирован бывший Генпрокурор РФ Юрий Чайка, при котором и будет реализовываться новая стратегия развития Северного Кавказа.

«Развитие СКФО возможно при должном контроле и правильно выстроенной вертикали власти. Последнее подразумевает, в первую очередь, полное подчинение региональных элит Кремлю — эта система уже выстроена. В противном случае новую стратегию не стали бы утверждать именно сейчас», — считает Касумов.

По его словам, новой стратегии будет способствовать кураторство первых лиц государства по примеру Валентины Матвиенко, которая несколько лет уделяет особое внимание одному из главных лечебных курортов страны — Кисловодску.

На кафедре политологии и международных отношений Пятигорского госуниверситета отметили, что в настоящее время в СКФО нет предпосылок для срыва программы развития. В первую очередь это связано с тем, что во главе регионов находятся люди, которые не просто «одобрены Москвой», но и которые сумели найти общий язык межрегионального согласия в округе.

Что касается предыдущей программы развития округа, то она, скорее, подходила бы для отдельно взятого региона — Ставрополья или Карачаево-Черкесии, к примеру, но никак не для всего СКФО, потому что при небольшой географической площади округ очень разнообразен в исторической производственной деятельности — от морских промыслов в Дагестане до растениеводства на Ставрополье и туризма в КЧР и КБР. Сегодня, при массе существующих социально-экономических проблем, в СКФО стало лучше с работой, строится жильё, меняется облик городов. Правда, всё это делается в рамках реализации нацпроектов, то есть за счёт федеральных средств, но для вывода региона в разряд самодостаточных без бюджетных инвестиций не обойтись. И только после этого в регион начнут вкладываться крупные инвесторы.

Руслан Романов
Теги: Северный Кавказ, правительство, Мишустин, развитие