Космический радар обнаружил аэродром, с которого американские «аэрокобры» защищали Москву

https://www.popmech.ru

20 ноября 2019 11:49:36

18890

Специалисты Радиотехнического института (РТИ), испытывая новейший космический радар «ЭЛИК», сделали интересное открытие

Близ подмосковного поселка Малино (пригород Ступино) им удалось найти взлетную полосу, где базировались поставлявшиеся из США по ленд-лизу в годы Великой Отечественной истребители Bell P-39 Airacobra. Об этом сообщает «ВПК». Во время войны здесь базировался 309-й истребительный авиационный полк, защищавший Москву от налетов фашистских стервятников. За годы войны из США в Советский Союз было поставлено около 5000 таких машин. И хотя сейчас у нас не принято вспоминать о вкладе, внесенном западными союзниками в разгром Третьего рейха, историю перекроить заново никак не получится. Хотя бы потому, что следы былого братства по оружию увековечены на нашей земле. Даже на подступах к Москве, отстоять которую без массированной военной помощи Запада едва ли оказалось возможным.

Давным-давно заброшенную взлетную площадку обнаружил предназначенный для спутникового зондирования Земли новый радар «ЭЛИК». Хотя предназначен он для работы на спутниках, для проверки эффективности локатор по началу установили на легкомоторный самолет Як-18. Радар функционирует в сантиметровом диапазоне и способен разглядывать малейшие нюансы земной поверхности из космоса. И даже то, что скрыто под землей. Тем более интересно было испытать его на небольшой высоте, с борта самолета. И результаты оказались весьма непредсказуемыми. Лучи радара обнаружили под несколькими сантиметрами грунта некую геометрически протяженную аномалию. Ученые заинтересовались и, вооружившись лопатами, отправились посмотреть, что же это может быть? Раскопки вскрыли металлические плиты, оказавшиеся основанием аэродрома. Поднятые архивы позволили установить, что в годы Великой Отечественной войны американскими специалистами здесь был возведен аэродром для самолетов Bell P-39 Airacobra, которые поставлялись в СССР по ленд-лизу. 

С декабря 1941 года до самого конца войны в СССР было поставлено более пяти тысяч Bell P-39D. Несмотря на трудности в его пилотировании, в умелых руках это вооруженное грозной 37-мм пушкой и чрезвычайно маневренное изделие американских авиапромышленников при попадании всего одного-двух снарядов гарантированно разносило в щепки нацистские «мессеры» и «фоккеры». Не удивительно, что самолет пользовался уважением среди опытных летчиков, а на советско-германском фронте его потенциал раскрылся максимально. Покрышкин, Гулаев, Речкалов, Кутахов и многие другие советские асы воздушного боя летали на Р-39. Знаменитый Покрышкин называл «аэрокобру» своим любимым самолетом, что вполне объяснимо, поскольку пятьдесят из шестидесяти сбитых им немецких самолетов были уничтожены асом как раз на американском истребителе.

«Я летал на дальних бомбардировщиках, но прикрывали нас от немцев нередко «аэрокобры». Из рассказов пилотов можно было понять, что машины им очень нравятся. Заокеанские истребители отличались высокой надежностью. Причем чтобы наши «умельцы» что-то там не напортачили, на оборудовании истребителей, поступавших из США нередко были надписи по-русски «Механик, не разбирай меня, не мешай работать». Летчики называли это «защитой от дураков». На «аэрокобрах» стояло радионавигационное оборудование позволявшее совершать посадку в сложных метеоусловиях, о котором летчики советских самолетов тогда даже и мечтать не могли», — сказал «Гражданским силам.ру» ветеран ВОВ, штурман Александр Хлопков.

Сергей Путилов
Теги: аэродром, ВОВ, ЭЛИК