Лавров призвал не бояться экспансии китайцев на Дальний Восток
17 июля 2019 18:38:15
В то время как Трамп отгораживает США от нашествия мексиканцев стеной стоимостью в сотни миллионов долларов, Россия гостеприимно распахивает двери для мигрантов и прочих деловитых гостей из соседних стран. Особенные страхи вызывает у россиян активизирующееся присутствие китайцев в Сибири и на Дальнем Востоке
Что ни говори, а население нашего южного соседа составляет 1,5 миллиарда, в то время как россиян немногим более 150 миллионов – капля в море, которое, как многим кажется, готово в любой момент затопить Россию-матушку. Китайская угроза для России является «мифом», заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью газете «Аргументы и Факты».
По словам чиновника, страхи, связанные с сообщениями о массовой экспансии китайцев в дальневосточные регионы РФ, «преувеличены», а данные о том, что уже 12 миллионов граждан КНР проживают в Сибири, вызывают большие сомнения в достоверности. Подсчитать точное количество китайцев в Сибири и на Дальнем Востоке действительно трудно. Однако о скорости такой миграции наглядно свидетельствует растущий спрос на наличные юани. Как отмечает EastRussia, за прошлый год в Приморском отделении Сбербанка клиенты приобрели юаней на 29% больше, чем в 2017-м, на Сахалине и в Амурской области – больше на 11-11,4%. В Хабаровском крае покупка наличных юаней увеличилась на 13%. В Амурскую область, Хабаровский край и Приморье устремились китайские земледельцы, поскольку земля в России значительно дешевле, чем в Поднебесной.
Можно ли сказать, что оборотной стороной сближения Китая и России является экспансия китайского бизнеса и населения в РФ? Насколько оправданны разговоры, что китайцы грабят Сибирь? Следует ли дальше привлекать китайский бизнес в этот регион или необходимы какие-то ограничительные меры?
«Безусловно, при развитии взаимоотношений двух стран всегда присутствуют риски. В случае России и Китая такие риски, очевидно, имеют финансово-экономический характер. Все-таки китайская экономика в 10 раз больше российской, и при условии взаимодействия в рамках рынка, то есть конкурентной борьбы, есть угроза поглощения более слабого. Правда, не стоит переоценивать свою привлекательность, все-таки Китай, прежде всего, интересует экспансия на крупные рынки сбыта (Европа, США), а Россией и рядом других стран бывшего СССР китайцы интересуются либо как источником сырья, либо как инфраструктурной составляющей для экспорта своих товаров. Именно поэтому все экономические устремления Китая в России связанны исключительно с Сибирью и Дальним Востоком, где сосредоточенна львиная доля не только российских, но и мировых запасов сырья. Так что не удивительно, что Китай активно и планомерно инвестирует в эти российские регионы. А если на местах есть некие перегибы, то представляется что это по большей части связанно с работой местных чиновников, которые собственно и показывают китайскому бизнесу что можно, а что нельзя. И поэтому абсолютно нормальной могла быть практика, когда местные чиновники используют китайский бизнес для развития местной инфраструктуры, а также для сохранения и улучшения экологической ситуации. Но повторюсь, зависит это от российской стороны, а не китайской. В целом же, представляется, что не стоит переоценивать китайскую угрозу, потому что «китайское экономическое счастье» не продлится долго, и в ближайшие несколько лет, подорвав свои силы в торговых войнах, Китай будет вынужден начать сворачивать планы по торговой экспансии всего мира. А это значит, что сырья в таком количестве уже не потребуется, и интерес к России резко снизится. Кроме того, и идея шелкового пути в Европу тоже начнет увядать, а значит и влияние на постсоветском пространстве тоже начнет сокращаться. Так что можно сказать, что пока Китай еще в силе, нам нужно максимально привлекать его бизнес для развития своей экономики, стараясь выкачивать из него максимальное количество финансово-экономических ресурсов, которых нам так не хватает», – сказал «Гражданским силам.ру» Евгений Удилов, руководитель департамента образования Института Трейдинга и Инвестиций «Феникс».
Представление о том, что КНР несет в Россию некие небывалые инвестиции на проверку, оказывается мифом.
«Что касается китайских инвестиций в Россию, то они довольно скромны: КНР не входит даже в топ-5 стран, инвестирующих в нашу экономику. Число мигрантов из Китая в нашу страну также существенно ниже, чем из стран постсоветского пространства. В Северную Корею, Вьетнам, Казахстан, Африку, ЕС или США китайцы инвестируют гораздо активнее, да и количество китайских мигрантов там больше. Трудовая миграция из КНР в Сибирь имеет преимущественно сезонный характер. И китайцев можно понять – для них наш климат слишком суров: в северных районах страны, граничащих с Россией, плотность населения многократно ниже, чем в южных и приморских, причем в основном там проживают представители нетитульных наций. Рост же числа мигрантов на ДВ и спроса на китайскую валюту в основном связан с челночной торговлей: по ту сторону границы происходит зеркальный процесс – растет число русскоязычных и спрос на рубли», – поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ».
Эксперты отмечают, что китайские бизнесмены, по сути, выполняют работу российских властей, у которых руки часто попросту не доходят до благоустройства родной страны.
«Нет никакого смысла опасаться экспансии китайского бизнеса и ожидать какого-то ущерба населению РФ от этого – это больше похоже на средневековые мифы и страхи древних людей, неспособных защитить свою общину. Бизнес из Китая приходит в Россию зарабатывать и параллельно делает то, что не сделали российские власти: создает рабочие места, обеспечивает нужный уровень дохода, стимулирует тем самым потребление и, по сути, вливает деньги в регионы. Совершенно необязательно деловое проникновение в регион имеет какой-то второй смысл. В том, что специалисты из Китая несут с собой свою культуру, нет ничего криминального или необычного, но никто никому этого не навязывает», – отметила в беседе с «Гражданскими силами.ру» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
Сергей Путилов