Ликвидация троллейбуса от Москвы до Тамбова: реформа транспорта или уголовное преступление?

Ликвидация троллейбуса от Москвы до Тамбова: реформа транспорта или уголовное преступление? группа Вконтакте/ Тамбов

10 января 2023 20:40:00

2028

В региональных СМИ появились заголовки «Троллейбусная сеть Тамбова попала в криминальные сводки»

В 2019 году москвичи обсуждали начавшийся в столице процесс демонтажа троллейбусного движения в пользу нового для тех времен вида общественного транспорта — электробусов. К примеру, «Московская газета» озвучивала версии, что истоки этой транспортной революции можно найти в Тюмени, откуда в столицу когда-то переехал инициатор реформы мэр Сергей Собянин — в Тюмени с троллейбусом давно расстались. Столичная общественность, признав эту реформу «жиробесием», с отсутствием рогатых машин тем не менее со временем свыклась и освоила электробусы.

Однако спустя три года в расположенном недалеко от Москвы Тамбове похожие процессы в сфере общественного транспорта привели к последствиям, выходящим за рамки урбанистических дискуссий. В Тамбовском регионе со времен прежнего губернатора Александра Никитина транспортная сфера, говоря простым языком, скукоживалась: самолеты из Тамбова летали все реже, троллейбусы, когда-то работавшие в областном центре, появлялись на улицах также все меньше. В июле 2021 года, как сообщал «Ъ», в Тамбове ежедневно на три городских маршрута выходило лишь восемь рогатых машин. Большинство из них изношено на 85%, а контактная сеть — на 70%. Ежегодные затраты на обслуживание электротранспорта превышали 100 млн руб., для развития парка необходима массовая закупка троллейбусов, однако городской бюджет это себе позволить не может. Вместо троллейбусов власти приобрели не электробусы, как в столице, а 63 автобуса на газомоторном топливе.

В феврале 2022 года глава администрации Тамбовской области Максим Егоров обещал закупку первых пяти электробусов. До конца 2022 года региональные власти также анонсировали «внедрение новой модели пассажирских перевозок, в основе которой будет качественная и безопасная работа общественного транспорта, его обновление и единый фирменный стиль».

Сейчас на весь город на ходу несколько троллейбусов, идет демонтаж троллейбусных сетей, с помощью чего уменьшают нагрузку на аварийные столбы и пр. Тамбовчане, конечно, этому рады не были, но, такое ощущение, считали это исторической неизбежностью.

Однако 8 января ситуация круто изменилась — в соцсетях было размещено обращение жителей Тамбова к председателю СКР Александру Бастрыкину с просьбой возбудить уголовное дело в отношении чиновников городской администрации из-за планов «полностью разрушить троллейбусное движение». В коллективном обращении, которое цитируют тамбовские СМИ, говорится о том, что «закрыты несколько троллейбусов, а вместо них людям пытаются навязать автобус. Указанные преступления чиновники пытаются скрыть ложью про некую ржавчину на контактных сетях, про якобы какие-то изношенные опоры. Но на самом деле у троллейбусной сети нет элементов, которые могут подвергаться ржавчине. Также возникает вопрос, кто несёт ответственность за закрытие троллейбусных линий и навязывание городу автобусов, которые каждый день отравляют всех нас выхлопными газами?»

Авторы обращения считают, что «все действия чиновников по закрытию троллейбусных линий и навязывание автобуса — это преступление против нашего города, разрушение инфраструктуры».

Бастрыкин в ответ тоже поступил, можно сказать, неожиданно. Обращений к нему с разных регионов по разным поводам много, на все отреагировать, наверное, невозможно. Однако в этом случае реакция последовала, и придала, так сказать, недовольству тамбовских жителей федеральный и правовой характер. Как сообщается на сайте СК России, председатель ведомства поручил возбудить уголовное дело в связи с обращением жителей города Тамбова о разрушении транспортной инфраструктуры. Он поручил это руководству регионального следственного управления. Ход и результаты расследования будут поставлены на контроль в центральном аппарате ведомства.

СКР указал, что жители Тамбова считают закрытие троллейбусных линий «разрушением транспортной инфраструктуры города. Граждане считают, что решение об их закрытии нарушает права жителей, также они не согласны с заменой закрытых маршрутов на автобусные».

Мэр города Максим Косенков, комментируя в связи со скандалом необходимость увеличения доли экологического транспорта, загадочно заявил: «Мы работаем над тем, чтобы численность населения была максимально приближена к той планке, которая дает возможность участвовать Тамбову в этих федеральных программах».

Косенков сообщил, что активно занимался троллейбусами во время своего первого прихода на пост мэра в период с 2005 по 2008 годы: «Тогда мы заключали договор, создавали новое предприятие, в город тогда пришло много новых троллейбусов. В последующие годы по неизвестным мне причинам сотрудничество с Вологодским заводом (производитель троллейбусов, — прим.ред.) было прекращено и вот все прошедшее десятилетие в городе постепенно шло сокращение парка троллейбусов. Происходило это за счет выхода их из строя, за счет того, что требовалось огромное количество средств на восстановление, ну и главное — это аварийное состояние контактной сети. Поэтому сегодня об этом надо сказать, что там, где маршруты могут сегодня ходить — эти маршруты работают и я придерживаюсь позиции, что надо это сохранять. Там, где, увы, аварийность слишком высокая и это может повлиять на безопасность и участников дорожного движения, и пассажиров, и пешеходов, я полагаю, что эту контактную сеть нельзя использовать. Более того, еще 1,5 года назад администрации города внимательно изучала всю историю вопроса (и выяснила), что для того, чтобы восстановить контактную сеть (...) и сделать ее работоспособной необходимо затратить около одного миллиарда рублей — это слишком серьезная нагрузка для города учитывая, что собственные доходы городского бюджета составляют чуть более трех миллиардов рублей».

Комментарий мэра был озаглавлен в тамбовских СМИ: «Троллейбусная сеть Тамбова попала в криминальные сводки».

Борис Куркин
Теги: троллейбус, Москва, Тамбов