«Мираторг». Указавшие на стойло

Фото: Коммерсантъ/Олег Харсеев

05 мая 2019 23:59:04

43320

Ощущение абсолютной вседозволенности и безнаказанности, захлестнувшее отдельных чиновников, перекинулось на сросшийся с ними бизнес

В последнее время федеральные и региональные чиновники один за другим втаптывают в грязь российских граждан, выражая к ним небывалое презрение.

Как только облеченные властью деятели не именовали россиян! И «скотобазой», и «шелупонью», и другими нелестными эпитетами. Наконец, эстафету публичного хамства принял бизнес. Хозяин агрохолдинга «Мираторг» Виктор Линник обозвал россиян, желающих кушать импортное мясо «балаболами». После «скотобазы» и «шелупони» звучит практически, как комплимент. Но обитателям интернета с развитым гражданским самосознанием такое мираторговское клеймо отчего-то не сильно понравилось, и они предложили «забанить» Линника вместе с его мясом.

Представьте себе, что где-нибудь в Германии, или Франции хозяин брендового производителя продуктов питания призывает местное правительство разогнать административными мерами всех своих конкурентов. А в ответ на недовольство ошалевшего населения пишет в Фейсбуке пост, в котором немцев или французов называет визгливыми лягушатника или тупыми бюргерами, предлагая им заткнуться, и жрать его продукцию. Европейскому бизнесмену не пришло бы такое в голову даже в горячечном бреду, поскольку подобный шаг был бы верным самоубийством.

В сегодняшней России это явь. Но удивляться тут нечему, ибо ситуации принципиально разные. Тамошний бизнес, работающий в условиях реального конкурентного рынка, выживает и увеличивает прибыль за счет качества собственной продукции и безупречного клиентского сервиса. Для отечественного бизнеса, намертво сросшегося с властью, и по щелчку пальцев получающего миллиардные государственные дотации, прибыль определяющим фактором не является. Если даже она упадет, никакой катастрофы не случится.

В 2016 году у «Мираторга» прибыль снизилась в пять раз. Но агрохолдинг по-прежнему на плаву. Он как получал, так и получает баснословные суммы из федерального и регионального бюджетов, выводя деньги в офшор. При таком раскладе сильно заморачиваться насчет качества продукции и клиентских настроений не имеет смысла. А упавшую прибыль можно попробовать подтянуть с помощью лоббизма и протекционистских мер. Под разговоры об угрозе свиной чумы и импортозамещении.

В ситуации конкурентного рынка бойкот очень быстро привел бы в чувство зарвавшегося коммерсанта, прозрачно намекнувшего собственным покупателям на то, что они — быдло. Что-то вроде скота, который можно загнать в стойло. В ситуации, когда у бизнеса есть спасательный круг в виде статуса стратегического предприятия, механизм бойкота не работает. Ну, отвалится какая-то часть покупателей из числа интернет аудитории. Напугали ежа голой задницей! «Мираторг» все равно вытянут за уши, подбросив в виде дотаций очередную сотню миллиардов рублей. Виктор Линник по всей видимости все это хорошо понимает, поэтому и не думает извиняться перед «балаболами», что-то там тявкающими в своих Фейсбуках и Твиттерах.

Сергей Елкин может нарисовать сколько угодно глумливых карикатур на тему того, что фамилия Линник подозрительно созвучна с девичьей фамилии жены российского премьера. А блоггеры пусть хоть до потери сознания упражняются в остроумии, предполагая, что настоящих свиней выращивают в Москве на улице Гончарной, где находится Национальная мясная ассоциация. Весь этот троллинг абсолютно бесполезен.

Вряд ли для кого-то станет неожиданностью, если после разразившегося скандала и волны народного возмущения правительство поддержит предложение производителей мяса и запретит россиянам, едущим из-за рубежа, провозить с собой несчастную пятикилограммовую пайку импортного провианта. Мы проглотим и это.

Антон Стариков
Теги: «Мираторг»