На военную игру в Приморье можно потратить 20 тысяч, а можно и 120
24 июня 2023 17:33:00
В рядах военно-тактических игр Приморского края около 1000 человек и команды продолжают пополняться новыми участниками, в том числе бойцами, возвращающимися из зоны боевых действий, а также, служащими МВД, МЧС, ФСБ и других действующих сотрудников внутренних органов. Об этом рассказал изданию «Гражданские силы.ру» руководитель регионального отделения Федерации военно-тактических игр Олег Бутенко. В чем причина роста популярности смоделированных битв?
Начало было «мягким»
Как пояснил Олег Бутенко, Airsoft – «мягкая пневматика» — зародился в Японии как своеобразный тренажёр для военных, когда в конце 80-х годов они лишились права владения автоматическим оружием. Вскоре, Airsoft захватил коммерческий рынок всего мира. В России же появился свой термин – «Страйкбол» — от словосочетаний «страйк» — удар и «бол» — шар.
Первая существенная трансформация игры произошла в 2007 году с появлением команды Black cats, которая стала ведущей командой региона, в том числе и по организации сценариев игр.
«Тогда впервые пошло разделение команд на условно «светлую» и «темную» стороны. Игроки пытались выполнять присущие выбранным подразделениям задачи, возникли первые попытки осуществлять взаимодействие между подразделениями, внедрялась тактика действий в разных условиях и местах», — говорит Бутенко.
Постепенно формировались штабы сторон, специализация команд, в лучшую сторону менялось и материально техническое обеспечение, например, появились электронные гаджеты, способные фиксировать время удержания территории, уничтожения условного объекта и так далее.
В 2012 году произошла консолидация сообщества Приморского страйкбола и появилось направление MilSim, которое постепенно начало входить в наши игры в форме концептов — дополнительных условий или конвертных заданий на определенном этапе игры.
Официальное признание как вид спорта страйкбол получил в 2020 году. В настоящее время этой игрой увлекаются практически во всех крупных городах России. Её суть заключается в командном выполнении поставленных сценарием задач с соблюдением особых правил и условий схожими с армейскими, но имеющие ряд ограничений и условностей
Дмитрий Абросимов, эксперт по госзакупкам (был опыт игры в пейнтбол и лазертаг):
«Различие в военно-тактических играх заключается в уровне подготовки людей, уровне сложности самой игры, психологический настрой, ценовая политика. Каждый вид игры преследует свои цели для каждого игрока, потому что из-за своих особенностей даёт разные ощущения как в физическом плане, так и в морально-психологическом».
Сегодня в военно-тактических играх (ВТИ) принимают участие не только боевые единицы военных специальностей — командиры отделений, стрелки, пулеметчики, связисты, пулеметчики, минометчики, гренадеры, операторы БПЛА, но и «военные» медики-санитары, а также «военные» фотокорреспонденты. Как правило, речь идет о настоящих специалистах из реальной жизни.
Развенчанный миф
Принято считать, что ВТИ – дорогое удовольствие и доступно далеко не каждому человеку.
Вадим Рыхтер, капитан страйкбольной команды CRITICAL, называет подобное мнение домыслом и мифом:
«Что касается дороговизны ВТИ – это миф. Инвестирование в игру во многом зависит от самого человека. Например, от того, какой формат игры он выбирает. Если речь идет о страйкболе, большие затраты могут быть в команде, которая моделирует какие-то конкретные армии – немецкую, французскую, российскую и так далее. Можно потратить на игру 20 тысяч, а можно 120. То есть, стоимость оборудования, снаряжения, камуфляжа складывается от того, в какой вы команде и какую игру она моделирует. За членство в команде платить не нужно. Но, если вы — профессиональный игрок и участвуете в больших играх — эти мероприятие платные. Не каждый может себе это позволить. Я и сам сменил пейнтбол на страйкбол, хотя проиграл 11 лет в разных командах, участвовал в соревнованиях, являюсь двукратным чемпионом Дальнего Востока. На последний чемпионат России по пейнтболу смогли поехать трое из шести человек в команде. В итоге пришлось от этой игры отказаться, создал собственную команду по страйкболу и больше пяти лет продолжаю развиваться в данном направлении».
По мнению Дмитрия Абросимова, не обязательно играть в ВТИ профессионально.
«Многие просто хотят необычно провести выходные, когда активный спорт в виде велосипедов или парашютов уже надоел, или когда уже обошли все музеи и выставки и хочется нового. Другой контингент людей – это сотрудники одной компании, которые играют коллективно, чтобы разгрузиться, снять напряжение, возможно укрепить отношения коллег за счёт командной работы. Третьи приходят в игру просто потому что им нравится бегать и чувствовать себя неким солдатом, который может вершить судьбы, оценивая и используя возможности своего организма для выполнения задач», — пояснил Абросимов, добавив, что более привлекательным для простых людей является пейнтбол: по экипировке он почти не уступает другим видам игр, по ценовой политике — дешевле, правил и требований меньше, а счет использования краски он более красочный, что в общем-то подкупает многих людей. Кроме того, пейнтбол — менее травматичен других игр».
«Обычные» риски
На самом деле самой безопасной является игра Лазертаг, где используется бесконтактное лазерное оружие и сенсоры, фиксирующие попадания.
«Сенсоры размещаются на жилетах, касках или повязках. Лазерное оружие может быть изготовлено из ударопрочного пластика, в натуральном весе (ММГ-макеты), переделанное из страйкбольных приводов и охолощённого оружия. Лазертаг-игры проходят на природе, в торговых центрах, на оборудованных аренах и полигонах, в помещениях», — отметил Олег Бутенко.
Вообще в сфере ВТИ технике безопасности и инструктажу уделяется максимальное внимание, говорят эксперты.
«Любые игры опасны – и волейбол, и футбол, и хоккей. Можно ногу подвернуть или сломать, можно неудачно упасть – риски на каждом шагу. Так же и в ВТИ», — рассказывает Вадим Рыхтер.
По словам собеседника издания, в пейнтболе шары с краской летят прицельно метров на 30-40. Однако, в целях безопасности применяется специальное снаряжение. Игрокам выдаются маска, жилет, перчатки, очки. Риск быть травмированным в таком снаряжении минимальный, поэтому, для игры в пейнтбол допускаются даже дети.
В страйкболе у обычного автомата дистанция поражения шара – около 50 метров, а снайперская винтовка стреляет метров на 80-100.
«Шарик, который используется в страйкболе, меньше чем в пейнтболе, но его проникающая способность выше. В пейнтболе скорость вылета шара — 90 метров в секунду, в страйкболе — от 120 до 180. В этой игре существуют ограничения по возрасту – от 18 лет», — говорит Рыхтер. По его словам, в военных играх, в частности в стайкболе, существуют условия внешней и игровой среды. Можно получить травму в лесу, где естественные препятствия – ветки, овраги, ямы. Можно порезаться о какой-нибудь выступ в здании, где проходит игра. Но это скорее исключения, которые случаются редко.
«Активные игры предполагают самые банальные травмы — ног и рук, например, при падении в результате быстрого бега или ударе о защитные заграждения, — говорит Дмитрий Абросимов. — «Ну и само собой бывают травмы от шариков, которыми игроки стреляют друг в друга. Зачастую это могут быть синяки, что конечно неприятно, но не критично, а вот попадание в глаза могут привести к инвалидности, если не соблюдать строгие правила по ношению средств защиты».
«За мой шестилетний опыт в страйкболе я видел только одного человека, который неудачно споткнулся и получит травму ноги», — отметил Вадим Рыхтер. Эксперт добавил, что в ВТИ есть негласные правила – с близкого расстояния в голову не стрелять, так как уважать противника – один из ключевых постулатов всех игр.
«По статистике страйкбол, например, игра даже менее травмоопасна, чем те же футбол, хоккей или баскетбол, но все-же участники могут получить травму, упав, потянув конечность или порезавшись. Поэтому участие несовершеннолетних игроков старше 16 лет обсуждается в индивидуальном порядке при наличии разрешения от родителей. Хотя сейчас существует практика, когда родители могут взять детей под свою ответственность, и некоторые организаторы идут им навстречу», — добавил Олег Бутенко.
В Приморском крае военно-тактические игры набирают популярность как среди гражданского населения, так и среди военнослужащих.
«Данный вид отдыха, на мой взгляд, вполне по силам разным категориям населения, потому что может стать отличным развлечением и для малоимущих людей – пара часов игры для компании в складчину с арендным камуфляжем – вполне доступный вариант, так и для обеспеченных — если удовольствие хочется растянуть на несколько часов и при этом играть в собственной экипировке. Но и те, и другие со временем втягиваются в игры: либо погружаются в них с головой, превращая в образ жизни, либо периодически возвращаются, посещают площадки и играют с компанией», — говорит Дмитрий Абросимов.
Зачем они нужны?
Есть люди, которые считают, что военно-спортивные игры уже не актуальны в России.
Так, Алексей Туманов, автор мужского Канала «Стальной Кулак» платформы «Дзен» уверен: ВТИ были модными пару лет назад, а сейчас интересы людей сместились: «Как правило, продолжают играть только энтузиасты, которым нравится военная амуниция, грозный образ «крутого бойца» и абсолютная безопасность процесса или команды гражданских людей на корпоративном отдыхе».
По его мнению, настоящим военнослужащим, тем, кто реально участвовал в боевых сражениях – такие игры мало интересны: «В них нет правдоподобия, географического масштаба, а игровое оружие с игрушечными пульками-шариками и баллистикой, которая далека от реальности – для участника реальных боевых действий – не интересны. При этом в настоящей экстренной ситуации эти игры не помогут ничем, кроме навыков ориентирования на местности с использованием карты и компаса. Потому что реалии военной стратегии и тактики сильно отличаются от сценариев игровых раундов».
Выработать мужские качества, по мнению блогера, военные игры тоже не помогают: «Нет реального переживания опасности, ответственности, как нет и настоящего преодоления усталости, страха и апатии. Мужчина закаляется месяцами, в течение длительных испытаний, но никак не серией коротких игр-милитари в смешанных женско-мужских коллективах. Эти игры важны для людей гражданских с вечной их гиподинамией и дефицитом корпоративного духа.
«Военные игры» — не опаснее детской «Зарницы», которая имеет цели развлекательные, но не задачи боевого воспитания солдата. Это всего лишь корпоративный активный отдых — не более того», — комментирует Туманов.
Непосредственные участники ВТИ и организаторы, напротив, уверяют: пользу от игр трудно переоценить.
Олег Бутенко:
«До начала СВО состав ВТИ в Приморье насчитывал примерно около 25% бывших и действующих военнослужащих, сотрудников Росгвардии и других силовых структур. Сейчас таких стало меньше — многие были мобилизованы в зону СВО. Однако, активность достаточно высокая. Сегодня люди с реальным армейским опытом часто помогают оргкомитету в планировании сценарного наполнения или конвертерных задач в рамках организации подготовке и проведения ВТИ».
«Военные игры способствует формированию позитивных нравственных и физических качеств таких как инициатива и самостоятельность; сознательная дисциплина; товарищество и дружба; коллективизм; воля; смелость; находчивость; выносливость; умение быстро принимать решение в быстро меняющейся тактической обстановке. В ходе игры на практике познается роль командира в управлении боем, приходит понимание того, что такое тактический замысел и какова роль каждого участника в нем» — считает председатель исполкома краевого отделения всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Виктор Донец.
Олег Бутенко признается, что как организатор и игрок видит положительную динамику, когда после непродолжительного времени у игрока в страйкбол раскрываются такие личностные качества как умение быстро принять решение, разгадать план противника и решительными действиями принять контрмеры, вырабатывается хладнокровие, смекалка, приобретаются навыки работы в команде, люди начинают мыслить не шаблонно, взаимодействовать внутри отряда.
Леонид Ефременко, игрок в пейнтбол:
«Я играю в пейнтбол почти всю жизнь, мой отчим Игорь Ковалев был основателем «Дальневосточной федерации пейнтбола», образованной в 1996 году. Мы были той организацией, которая внесла значимый вклад в развитие данного вида спорта. Играли сами и организовывали спортивные мероприятия, как под эгидой города, так и в патриотических клубах и частных организациях. И я точно могу сказать: мода на милитари – в крови у любого мальчишки. Раньше играли в «войнушки», сейчас – в компьютерные войны. Взрослые игры – это продолжение детских битв на мечах, соревнованиях на шпагах, стрельбы из китайских пистолетиков и автоматиков. По сути, все взрослые – это выросшие дети, которые просто любят игрушки потехнологичнее и подороже. Поэтому военно-тактические игры никогда не утратят актуальности и популярности».
Наталья Смирнова