Названы причины снижения мотивации фермеров выращивать зерно

Названы причины снижения мотивации фермеров выращивать зерно Фото © «Гражданские силы.ру»

18 декабря 2023 15:10:00

1239

Зампредседателя комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский раскритиковал деятельность ФАС и департамента Минсельхоза РФ по регулированию рынка

По словам парламентария, монополизация экспортного рынка сельхозпродукции, в первую очередь зерна, крайне негативно сказывается на сельхозпроизводителях, которые не в состоянии оплатить перевозку зерна к зерновым терминала в российских портах.

Как отметил Лисовский, такие монополисты как РЖД и Волжское пароходство значительно подняли цены на свои услуги: железнодорожники – до 15%, речное транспортное предприятие – на 27%. Депутат отметил, что вкупе с тенденцией на снижение стоимости зерна, рост услуг за его транспортировку максимально снижает мотивацию аграриев заниматься сельскохозяйственным производством.

Усугубляет ситуацию, по словам политика, квотирование трейдеров, в результате чего квоты на вывоз зерна сосредоточены в руках 2-3 перевозчиков, которые начинают диктовать свои условия.

Лисовский остался недоволен деятельностью ФАС и Минсельхоза в лице департамента по регулированию рынка в это части. По его словам, отчёты представителей ведомств, озвученные в рамках круглого стола комитета по защите конкуренции, где обсуждалось обеспечение антимонопольного регулирования экспортных поставок продовольствия, говорят о формальном подходе.

Зампред профильного комитета отметил, что ФАС не находит нарушений законодательства в действиях транспортных монополистов, и успокаивается на этом, а Минсельхоз «кивает на ФАС», поскольку антимонопольное законодательство – это прерогатива именно этой службы.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский заявил, что официальная стоимость отгрузки на зерновом терминале составляет 17 долларов. Однако это касается только тех крупных агрохолдингов, которые отгружают собственное зерно на своих же терминалах. Для всех остальных ставка составляет 23-24 доллара. Но к морским портам зерно ещё нужно доставить, а перевалочный бизнес тоже требует вложений – как в погрузку в речных портах, так и в железнодорожные вагоны, основная масса которых сосредоточена в руках нескольких компаний.

Об уровне монополизации, как заметил Злочевский, говорит тот факт, что 70% всего экспорта зерна сосредоточено в руках 10 компаний, диктующих условия аграриям при закупке у них зерна.

«Весь путь от поля до прилавка, вне зависимости от того, наш это прилавок или зарубежный, оплачивается из кармана сельхозпроизводителя», – отметил президент Российского зернового союза, добавив, что ситуация может вернуться бумерангом, как это произошло с куриным яйцом.

Это же отметил и Лисовский: проблема с куриным яйцом обозначилась как минимум пять лет назад, когда птицефабрики стали закрываться, разоряться или перепрофилироваться. Однако ответственные ведомства не обратили на это должного внимания.

«Если мы сейчас будем формально подходить к проблеме экспорта зерна, то потеряем значительную часть сельхозпроизводителей и повторим ситуацию, которая сегодня складывается на рынке яйца и мяса птицы», – подчеркнул Лисовский.

Депутат, ссылаясь на данные Минсельхоза РФ, отметил, что если в 2021 году рентабельность собственного капитала у аграриев превышала 28%, то в 2023 году этот показатель снизился более чем вдвое.

Ранее в Зерновом союзе оценили последствия обвала цен на пшеницу, и объяснили, почему высокие урожаи бьют по карману фермеров.

Теги: АПК, зерно, фермеры