Отдых на российском юге стал «неподъемным»

Фото из открытых источников

03 июня 2019 17:39:04

30554

Для все большего числа россиян летний отпуск у моря становится недоступной роскошью, причем не только за рубежом, но и внутри страны

Для начала немного статистики. За последний год расходы на путешествия сократили треть россиян. Об этом свидетельствуют результаты опроса социологической службы «Ромир», опубликованные неделю назад.

О намерении провести свой отпуск дома заявили 29% опрошенных. Сокращение расходов на отдых на фоне ухудшающегося финансового положения, в общем, закономерно. Как говорится, не до жиру.

В первую очередь ездить перестали за рубеж. При нынешнем курсе евро и доллара ценники на такие вояжи стали просто космическими, и позволить их себе могут очень немногие. Казалось бы, в подобных условиях государство должно сделать все, чтобы максимально доступным для граждан стал туризм внутренний. Но ничего подобного не происходит. Отдых на российском юге по стоимости не уступает Турции, Черногории, или Кипру, а зачастую обходится даже дороже. Качество же отечественного сервиса с зарубежным несопоставимо.

При этом чиновники федерального уровня заявляют о том, что нужно развивать внутренний туризм. И с каким-то садистким упорством делают все, чтобы он стал неконкурентным и для людей непривлекательным. На федеральных трассах, ведущих к морю, вводят платные участки и увеличивают стоимость проезда по уже действующим.

Без малого вдвое Автодор поднял плату за проезд для водителей, направляющихся летом к морю в Краснодарский край. А на некоторых участках стоимость проезда, по свидетельству автомобилистов, подпрыгнула в шесть раз. Один из водителей, направлявшийся из Ростова в Краснодар, даже опубликовал в соцсети чеки с платных участков за май 2019 года. Если в прошлом году поездка по одному из участков в оба конца стоила 80 рублей, в нынешнем пришлось выложить 490 рублей.

Ну, а за поездку из Москвы до Краснодара придется отдать около 1380 рублей, в оба конца соответственно 2760 рублей. Сэкономить 600 рублей можно будет, поехав ночью, — с 0.00 до 7.00 стоимость проезда составляет 780 рублей. В прошлом году от российской столицы до Кубани можно было проехать днем за 890 рублей, а в ночное время по льготной цене за 575 рублей. Вот такая невеселая арифметика. Причем расценки повышаются именно в сезон, когда все едут отдыхать, и летний отпуск для автомобилистов становится еще дороже. Это у них называется «динамичным ценообразованием». Можно, конечно, воспользоваться бесплатными трассами, но они в таком состоянии, что никакого отдыха по прибытии в конечный пункт уже не захочется. Цены на железнодорожное сообщение и авиаперелеты тоже растут как на дрожжах. Согласно недавним сообщениями СМИ, стоимость плацкарта якобы подскочила в два раза.

Ну и в качестве вишенки на торте курортный сбор – пока в виде пилотного проекта, действующего в период с 2018 по 2023 гг. в Крыму, на Алтае, в Краснодарском и Ставропольском краях. Но все ведь прекрасно понимают, что «пилотный проект» в данном случае – абсолютно ничего не значащее словосочетание. По сути, это налог на отдых, который установили, и отменять, конечно же, не собираются.

Курортный сбор с прошлого года взимается со всех россиян, снявших номер в гостинице или отеле указанных курортных зон больше чем на сутки.

Против принятия закона о курортном сборе, кстати, активно и единодушно выступала думская оппозиция. Представители оппозиционных партий инициативу характеризовали как работающую против отечественной туриндустрии и настраивающую население против власти, однако услышаны не были.

Возможно, кто-то возразит, вспомнив, что курортный сбор с россиян собирают и за рубежом. Однако там жители РФ иностранцы, и такой сбор вызывает у них вопросов гораздо меньше. А вот поборы за отдых внутри собственной страны выглядят уже откровенным плевком в сторону народа, особенно после присоединения Крыма. Ведь многие тогда стали ездить на полуостров не по экономическим, а именно по политическим соображениям, в условиях санкций поддержав власть. С годами россияне надеялись приобрести собственную туристическую Мекку, где отдых у моря будет если и не копеечным, то гораздо дешевле зарубежного, а сервис не хуже.

Но надежды, похоже, не оправдались. После вхождения полуострова в состав РФ прошло четыре с половиной года, однако многие отмечают, что цены на отдых на порядок выше тех, что были в украинский период, а сервис практически не изменился и, конечно, не идет ни в какое сравнение с турецким. А тут еще и власть, в благодарность за политическую поддержку повесившая на людей дополнительный оброк в виде курортного сбора. Невольно вспоминается легендарная фраза революционера Павла Милюкова: «Что это – глупость, или измена?».

Платные автодороги в южном направлении с резким увеличением стоимости проезда в курортный сезон (плюс постоянно растущий бензин), ломовые цены на билеты в поездах и самолетах и курортный сбор – вот такой вот комплекс мер по повышению конкурентоспособности и привлекательности внутрироссийского отдыха. Эти «старания» уже дали свои результаты. В прошлом году российская туриндустрия зафиксировала падение спроса на Крым и Сочи вдвое. И удивляться нечему. В Турции за 50 тысяч рублей у вас будет четырехзвездный отель с вышколенным персоналом, едой и алкогольными напитками, а в Крыму — блеклый пансионат без собственного пляжа за те же деньги. В него, конечно, можно нагнать российских силовиков, которым запретили зарубежный отдых. Не исключено, что это и есть меры властей по повышению туристической привлекательности отечественных курортов. Ничего другого пока не наблюдается.

Впрочем, случай с туризмом не единственный, когда риторика власти прямо противоречит ее реальным делам.

Ну а ближайшие перспективы отечественной туриндустрии, в общем, ясны. Те, у кого еще остаются деньги на отпуск в теплых краях, будут проводить его за границей, те, у кого денег нет, с большой долей вероятности – на собственной даче.  

Антон Стариков

Теги: туризм, курортный сбор, Ромир, юг