Памятник «радиоимперии лжи»
21 сентября 2017 16:37:20
Вышла книга краеведа Георгия Ровенского и Андрея Романенко «Радиостанция ВЦСПС».
Энтузиасты не только рассказывают о легендарном эфирном рупоре большевистской России, вещавшем некогда на весь мир, но и предлагают создать музей радиостанции. Ныне заброшенной и пришедшей в полный упадок.
Радиовещание с первых лет установления советской власти стало одним из важнейших инструментов «мировой пролетарской революции».
Коммунистическая партия нуждалась в мощном информационном средстве, способном доносить до миллионов слушателей во всем мире ценности победившей пролетарской революции. А заодно пропагандировать преимущества советской системы над «гнилым капитализмом». Кроме того, в то время, когда еще не было телевидения и интернета необходимо было воспитывать собственное население в духе преданности идеалам партии.
Те, кому доводилось ехать электричкой мимо подмосковной станции Чкаловская или по Щелковскому шоссе, на расстоянии около 40 км от Москвы неизменно обращают внимание на циклопические стальные мачты радиоантенн, вырастающие из густого леса. Ржавеющие ныне гигантские конструкции, обнесенные по периметру остатками ветхих ограждений из колючей проволоки — все что осталось от Радиостанции ВЦСПС, построенной еще в 1927 году. И просуществовавшей под разными наименованиями почти семь десятков лет.
Самая высокая — двухсотметровая мачта была после Великой отечественной вывезена в виде трофея из имения маршала Геринга. Ее сейчас облюбовали экстремалы. Смельчаки забираются в поднебесную высь, а затем выкладывают в Youtube захватывающие дух кадры с видами близлежащего поселка, знаменитого аэродрома Чкаловский — отсюда любимец Сталина Валерий Чкалов в 1937 году вылетел в Америку через Северный полюс.
Станция Чкаловская, кстати, откуда для строительства радиоцентра проложили отдельную ветку в лес, сначала называлась Томская. В честь профсоюзного деятеля Томского. Однако после его разоблачения и обвинения в право-троцкистском заговоре с вытекающим отсюда расстрелом железнодорожную станцию переименовали в честь знаменитого летчика. Не минула чаша репрессии и руководителей станции. Пострадал даже талантливый инженер Минц, создавший это советское чудо техники без опоры на западные технологии. Все было свое, родное. Тогда импортозамещались не на словах, а на деле.
В разгар «холодной войны» радиоцентр №5 передавал на весь мир программы Международного московского радио. Американцы их не глушили, в отличие от передач Голоса Америки, Радио свободы, Немецкой волны, Би-би-си, подвергавшимся глушению в Советском Союзе.
Те кто любил по ночам покрутить ручку приемника никогда не забудут этот рев и скрежет «глушилок», мешавших слушать передачи Севы Новгородцева и прочую антисоветскую «ересь». Антенные поля глушилок располагались здесь же — на радиоцентре №5. Советская пропаганда, вещая на весь мир о «нашем свободном отечестве» не забывала подавлять любую информацию извне, противоречащую установкам кремлевской пропаганды.
Уже после перестройки мне доводилось работать на бывшем Международном московском радио, переименованном к тому времени в радио Голос России. Сигнал из студии в Москве, как и при СССР шел по подземному кабелю на этот радиоцентр, а оттуда уже передавался на весь мир с помощью коротких волн. Помню материалы с малейшей критикой советской, пардон, российской действительности, безжалостно вырезались начальством службы иновещания. «Зачем бразильской Марье Ивановне знать о наших проблемах? Давай позитив», — наставлял меня шеф. Шел пятнадцатый год перестройки. Однако скоро финансирование иссякло и Московское радио из эфира ушло. Сейчас всем заправляет интернет.
В книге краеведа Георгия Ровенского и Андрея Романенко рассказывается об истории станции, являвшейся в свое время самой мощной в мире.
«Это сейчас используются цифровые технологии при передаче информации, а тогда в 1929 г., когда была введена в строй радиостанция имени ВЦСПС, требовался мощный передатчик, позволяющий передавать информацию на большие расстояния. И вот он появился у нас в Щелково. 70 лет он служил верой и правдой. Эпоха, которая охватывает период работы, это основные вехи жизни нашей страны: индустриализация, Великая Отечественная война, холодная война, перестройка и везде был слышен наш голос, голос, необходимый людям в отдаленных условиях, на оккупированных территориях, в других странах», — пишут авторы книги во вступлении.
В книге рассказывается о руководителях радиоцентра, репрессированных в годы «ежовщины». Приводятся воспоминания работников радиоцентра. Интересно, что первые радиомачты высотой сто метров были сделаны из бревен. Однако это не мешало 100 киловаттному передатчику стать самым мощным на планете на тот момент. Сотрудники радиостанции, передавая на весь мир рапорты о достижениях советского народного хозяйства вынуждены были заводить коров, коз чтобы прокормиться. В годы войны немецкая авиация неоднократно пыталась заткнуть советский радиоголос, легко добивавший до Германии. Однако бомбы упали в лесу, не повредив сооружения радиостанции.
Сейчас общественники выступают с инициативой создать здесь музей. Пока остатки легендарного Радио ВЦСП, включая уникальное оборудование, (находящееся в законсервированном состоянии) и помещение студии — своеобразный шедевр сталинской архитектуры, мачты антенн не оказались полностью утрачены. А территорию не захватил строящийся поблизости жилой комплекс.
В свое время, с дочерью Екатериной мне доводилось бродить по этому кладбищу советской радиопропаганды. Испытывая при этом смешанное чувство ностальгии (детство прошло в здешних краях) и печали за то, сколько Ватт лжи передали эти циклопический конструкции. Сомнения разрешила «мелкая», назвавшая радиоцентр радиоцентр «Стальным гигантом»: «Радиостанция ведь не виновата, что там коммунисты работали и всем врали. Оно просто хорошо делала свое дело».
Ей тоже жалко гибнущего великана. Сохранение уникального центра и создание здесь музея станет безусловно важным вкладом в увековечение нашего общего наследия. Которое до сих пор нуждается в осмыслении.
Сергей Путилов