Папа римский назвал обладание ядерным оружием «безнравственным»

https://www.dw.com

26 ноября 2019 00:00:00

1864

В то время как русские священники кропят святой водой стратегические ракеты, а РПЦ даже назначило Серафима Саровского покровителем ядерщиков (причем отдельно ракетными войсками стратегического назначения заведует св. Илья Муромец), глава католиков папа римский Франциск назвал обладание ядерным оружием «безнравственным»

24 ноября святейший отец прибыл из Нагасаки в Хиросиму, где обратился с посланием к участникам «Встречи о мире» в Мемориальном комплексе мира и призвал страны, обладающие атомной бомбой, отказаться от оружия, способного положить конец всему живому на Земле. Об этом сообщает Радио Ватикана.

В ходе визита в Японию папа Франциск посетил Парк мира в Нагасаки, где его приветствовали губернатор и мэр города. Святейший отец зажег свечу и возложил к памятнику жертв атомного взрыва цветы, приняв их из рук двух пострадавших от ядерной катастрофы в 1945 году, которые присутствовали на церемонии. В общей сложности две атомные бомбы «Толстяк» и «Малыш», сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, унесли жизни около 200 тысяч мирных граждан. В мероприятии приняли участие около полутора тысяч человек. Выслушав слова боли и страданий, епископ Рима обратился с антиядерным посланием к народам. «Сегодня использование атомной энергии в военных целях является преступлением, и не только против человека и его достоинства, но и против любой возможности будущего в нашем общем доме. Использование атомной энергии в военных целях безнравственно, равно как и обладание атомным оружием. За это нас будут судить. Как мы можем говорить о мире, если постоянно используем запугивание ядерной войной как законное средство решения конфликтов? Пусть эта бездна боли напомнит нам о тех границах, которые никогда нельзя перешагивать. Подлинный мир может быть только миром без оружия», — отметил Франциск. Папа римский призвал мировых лидеров отказаться от ядерного оружия и от доктрины ядерного сдерживания, унаследованной от «холодной войны». Также он осудил прекращение действия договоров по контролю над ядерными вооружениями. Напомним, минувшим летом США, ссылаясь на развертывание Россией новой крылатой ракеты, вышли из Договора о ракетах средней и малой дальности (ДРСМД), в свое время положившему конец гонки ядерных вооружений между США и СССР, и в соответствии с которым уничтожался целый класс атомного вооружения.

В отличие от Ватикана однозначного мнения по поводу атомной бомбы в Русской православной церкви нет. На протяжении последних лет Московская патриархия, однозначно благословляла стратегические ядерные силы страны. Кульминацией «атомного православия» стала служба, посвященная 60-летию основания ядерного комплекса России в храме Христа Спасителя, на которой патриарх России и всея Руси Кирилл объявил Серафима Саровского «покровителем ядерщиков».

Более того, иерарх заявил, что Провидением было начертано, что «именно в обители преподобного Серафима наша страна получила то, что мы называет оружием сдерживания. В условиях холодной войны именно появление ядерного оружия предотвратило Третью мировую войну с ее самыми страшными и губительными последствиями». Впрочем, едва ли о Серафиме Саровском думал Берия, когда распорядился  в 1946 году в городе Саров создать секретный военный объект «КБ-11», где Советы создали атомную бомбу. В то же время на мировой арене РПЦ, по крайней мере на словах, благословляет процесс ядерного разоружения. Но только как это совместить с тем, что священники кропят святой водой стратегические ядерные ракеты, которые с подачи Путина в России вновь стали «делать как сосиски»? В прошлогоднем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин объявил о создании Россией новейших систем ядерного вооружения (разумеется, в ответ на происки США), что, по мнению экспертов, означало выход отношений между РФ и Западом на новый виток конфронтации. Однако Московская патриархия хранит по этому поводу гробовое молчание.

Что касается Ватикана, то его политика, по крайней мере с шестидесятых годов прошлого века, основывается на категорическом неприятии гонки ядерных вооружений. Еще в 1963 году в качестве ответа на «Карибский кризис» папа римский Иоанн ХХIII опубликовал энциклику Pacem in terris («Мир на земле»), в которой страны-участницы ядерного клуба призывались к полному разоружению, атомное оружие предлагалось поставить под полный запрет. «Вошло в обычай, — говорилось в энциклике, — оправдывать гонку вооружений словами о том, что в нынешних условиях мир обеспечивается только равновесием вооруженных сил. В этом случае, если кто-либо увеличивает свой военный потенциал, другие страны также должны не отставать и вооружаться. Если одна страна производит атомное оружие, то и другие тоже должны производить атомное оружие той же разрушительной  силы. В результате люди живут в постоянном страхе, ожидая урагана, который может разразиться в любой момент, принеся с собой невообразимые страдания. И не без оснований, поскольку оружие уже готово. 

«Подобное заявление, сделанное римским понтификом в разгар конфронтации между СССР и НАТО безусловно требовало мужества. Не удивительно, что на папу римского вскоре обрушились обвинения в том, что он едва ли не собирается открыть ватиканские врата перед «красной угрозой». В одном из консервативных итальянских изданий прямо утверждалось: итогом пацифистской кампании Ватикана станет то, что «скоро казацкие лошади будут пить воду из фонтанов на площади св. Петра». Тем не менее, как видно по заявлению Франциска, римская курия продолжает твердо придерживаться своей антиядерной линии. Хотелось бы верить, что это послужит нравственным призывом для Московской патриархии, продолжающей осенять крестом российские ядерные арсеналы», — сказал «Гражданским силам.ру» руководитель электронной библиотеки «Вне насилия» Виталий Адаменко.

Сергей Путилов
Теги: папа римский, Нагасаки, ядерное оружие