Повышение утильсбора приведет к росту цен на автомобили в следующем году

из открытых источников

25 ноября 2019 00:00:00

2189

Правительство постановило повысить ставки утилизационного сбора на автомобили в 2020 году

При этом российский рынок продаж авто продолжает сужаться. Степень повышения зависит от сегмента. В наибольшей степени это коснется легковых машин — в среднем ставки здесь вырастут более чем вдвое, на 110,7%. То есть с 1 января на покупателя ляжет дополнительная нагрузка. Прежде всего, повышение планки утилизационного сбора коснется покупателей импортных автомобилей, а также машин, собранных в РФ концернами, которые не заключили специнвестконтракты (СПИК). До конца года потребители еще смогут купить машины по старым ценам, поэтому на рынке ждут кратковременного оживления спроса. Об этом сообщает «Коммерсант».

Повышение ставок — реакция на снижение таможенных ставок для сохранения общего уровня тарифной защиты отечественного производства, пояснили в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака. В январе—июне, по данным PwC, доля импортных машин на рынке РФ составила 17%. Заводы в РФ недозагружены: в 2018 году в стране продано только 1,8 млн машин, рынок падает седьмой месяц подряд. По данным АЕБ, в январе—октябре продажи сократились на 2,4%, до 1,4 млн машин. Утильсбор ввели в 2012 году, на рынке его всегда считали компенсацией снижения пошлин после вступления РФ в ВТО. Сначала сбор платили только импортеры, с 2014 года его распространили на всех, но для локализованных автоконцернов ввели промышленные субсидии. Их получат только подписавшие СПИК. В будущем году за счет повышенного утилизационного сбора бюджет планирует получить 150,2 млрд рублей.

«Рост цен обязательно будет, причем по двум факторам. В первую очередь из-за растущего в очередной раз утилизационного сбора: законопроект подготовлен Минпромторгом и предусматривает индексацию сбора с 1 января 2020 г. в размере до 145% от текущей ставки. Размер ставок зависит от типа транспортного средства и объема двигателя. Больше всего ставки вырастут для легковых автомобилей — в среднем более чем вдвое, на 110,7%. Для автомобилей с объемом двигателя до 1 л повышение составит 46,1%, а для авто с объемом от 3,5 л — на 145%. Для массового сегмента (1-2 л) утильсбор поднимется на 112%. Во вторую очередь рост цен будет связан с ежегодным обновлением и корректировкой цен производителями, обусловленным инфляцией (4% в этом году) и сменой модельного года производимых автомобилей. Разумеется, во избежание шокового эффекта, эти корректировки цен будут растянуты во времени. Но нет никаких сомнений в том, что с 1 января многие автопроизводители перепишут ценники в размере +2% ~ +4%  по отношению к текущим», — сказал «Гражданским силам.ру» Константин Авакян, руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр».

«Утилизационный сбор может быть так резко повышен не только с целью, как сказано, тарифной защиты. Также это может делаться для того, чтобы улучшить ситуацию с переработкой отходов, уменьшения нагрузки на окружающую среду. Не исключено, что это делается и для пополнения доходов бюджета. Высока вероятность, что первоначально это будет способствовать даже некоторому росту продаж — те, кто давно планировал покупку, поспешат совершить её ещё на старых условиях. Затем мы можем увидеть некоторую просадку, по крайней мере, в первые месяцы действия сбора. Часть покупателей может отказаться от покупки, тем более, что есть разные способы использования автомобиля, который не является собственным: каршеринг, коллективное владение. Однако, по мере того как граждане будут привыкать к новым ценам, спрос на автомобили с высокой стоимостью может вырасти, ведь рост цены товаров и услуг для россиян привычен. Кроме того, важно будет и то, какую часть нагрузки из-за выросшего утильсбора производители автомобилей переложат на конечного покупателя, ведь эта доля может быть разной. Что касается стоимости автомобилей с новым утилизационным сбором, то, опять-таки, это будет зависеть от стратегии производителей, условий их работы и готовности разделить свои расходы с потребителями. Сейчас назвать цены на конкретные модели автомобилей нельзя, лишь в первые месяцы нового года картина станет немного яснее», — поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» Анатолий Вакуленко, аналитик ГК «ФИНАМ».

«Известно, что сам сбор непосредственным образом никак не относится к утилизации самих автомобилей, а все платежи в этом отношении идут напрямую в бюджет. Сначала производители выплачивают ставку утильсбора, а государство много позже компенсирует эти траты в виде промышленных субсидий. Изначально утильсбор вводился как механизм защиты внутреннего рынка от автомобилей иностранного производства и в рамках поддержки отечественного производителя, но со временем стал банальным источником пополнения бюджета. В его повышении в таком контексте нет ничего удивительного. Больше всего в 2020 году подорожают импортные автомобили в зависимости от объема двигателя, но рост ставки сбора негативно скажется и на вторичном рынке машин тоже», — отметила в беседе с «Гражданскими силами.ру» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

Сергей Путилов
Теги: утилизация, сбор, повышение ставки, рост цен